Шанхайский автосалон: будущее за "зелеными" электрокарами

На Шанхайском автосалоне местные производители демонстрируют передовые технологии и отличный дизайн
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

С 21-го по 28 апреля в Шанхае проходит 14-й международный автомобильный салон. В ней принимают участие 95 компаний, в число которых входят китайские и иностранные производители, а также СП первых со вторыми.

Шанхайский автосалон 2011 года поражает размахом. При площади 230 тыс. кв. м он оказался на 35% «вместительнее» предыдущего. Уже располагая более чем десятком только «основных» павильонов, выставка продолжает разрастаться: тут же, рядом строятся будущие залы под экспозицию.

Неудивительно, что и автопроизводители в таких условиях мыслят масштабнее. По совокупной выставочной площади лидирует Volkswagen Group — более 8500 кв. м, и это самый большой показатель в истории Шанхайского автошоу. Группа выступает с семью брендами: Volkswagen, Audi, Skoda, Bentley, Lamborghini, Bugatti, Seat — причем два последних в Китае дебютируют.

«Жемчужины» от мэтров

Сама марка Volkswagen представляет новое поколение Beetle. Подходя к ее стенду, я предвкушал увидеть новый крохотный хэтчбек, разрекламированный в Интернете. Однако фокус в том, что на расстоянии вытянутой руки «Жук» оказывается не таким уж крохотным и не таким уж, по правде говоря, и хэтчбеком, а скорее компактным купе. Автомобиль наконец-то повзрослел: стал больше, у него появилась благородная осанка, и он перестал восприниматься как игрушка. Здесь вам и громадная третья дверь, и вполне вместительное багажное отделение (310 л), словом, переработка машине явно пошла на пользу. В линейку силовых агрегатов для автомобиля, в частности, войдут бензиновые двигатели мощностью 105, 160 и 210 л.с.

Невероятно свежо и «по делу» выступила Skoda, демонстрируя свой концепт Vision D. Дизайнеры сотворили невероятное: сделали аудиподобный С-класс, который тем не менее легко идентифицируется как Skoda, например по характерным линиям капота и его переходу в передние стойки. Интересно, что у концепта даже двери открываются, при желании можно детально рассмотреть салон. Он здесь пока чисто декоративный, и, однако, главное уже сделано: Vision D — из тех прототипов, за судьбой которого действительно хочется следить.

Audi, как и ожидалось, отметилась представлением кроссовера Q3. Внешне автомобиль разве что чуть меньше Q5, но с точки зрения дизайна, наверное, даже интереснее. Так, понравились элегантные очертания стекол багажного отделения и, конечно же, задние фары, которые по-настоящему нависают над выштамповкой в двери.
Сопоставимый с Q3 фурор произвела новинка от Mercedes-Benz — прототип будущего А-класса, который наконец-то показали живьем. При выдающемся, без преувеличения, дизайне машина порадует и производительностью: 2-литровый двигатель BlueEFFICIENCY, который установлен на концепт, развивает 210 л.с. и работает в связке с трансмиссией с двумя сцеплениями. BMW отпраздновала азиатскую премьеру своего электрокара ActiveE, пообещав, что в 2012 году он будет протестирован и на китайских дорогах, а на сладкое приберегла концепт BMW M5 и новое купе 6-й серии.

Японцы, несмотря на измотавшие их катастрофы, держатся молодцом и выступают довольно мощно. Из сюрпризов выставки — представление седана Mazda2. Новинка с 1,5-литровым двигателем мощностью 103 л.с. длиннее хэтчбека — 4270 мм против 3905 мм, и вдобавок выглядит так, что хоть сейчас бросай его в борьбу с участием Polo-седан и Solaris. Еще одна интересная новинка этой марки — концепт-кар Shinari, выглядящий не хуже «космического» прототипа BMW Vision ConnectedDrive.

Toyota демонстрирует электрический концепт RAV4 EV с пробегом после полной зарядки до 110 км. На гибридной Camry здесь и вовсе уже висит ценник в юанях, эквивалентный почти 56 тыс. долл. Наконец, зная любовь китайцев к велосипедам и мопедам, представители Toyota привезли набор маленьких электросамокатиков, функционирующих по принципу Segway, которые развивают скорость 6 км/ч и проезжают от 5 до 10 км после полной зарядки.

Мировой автопром поможет

Вообще у выставки в Шанхае свой особый колорит. Скажем, презентацию спорткара Renault Dezir под рев восторженной публики неожиданно завершил песней вышедший на стенд местный «Филипп Киркоров», известный и интересный «всего лишь» миллиарду с лишним человек. Экспозицию Shanghai Volkswagen «разогревали», правда, не живьем, но с большого экрана китайские рок-звезды. Nissan зачаровывает посетителей кучкой роботов Eporo, способных адекватно перемещаться в потоке себе подобных, не сталкиваясь друг с другом. Но определенно всех «убрал» местный Chevrolet, выставивший на своем стенде 5-метрового желтого робота-трансформера, преобразованного из Camaro.

Кооперация известных марок с китайцами дает о себе знать повсеместно. Как известно, у Peugeot в Китае есть своя дизайн-студия. И вот специалисты этой студии эксклюзивно для Шанхайского автошоу сделали прототип SXC (Shanghai Cross Concept). Это эффектный кроссовер с гибридной бензиново-электрической силовой установкой мощностью 313 л.с. и расходом на уровне 5,8 л/100 км.

А технологии в местном автомобиле­строении определенно идут вперед. Например, как в случае с компанией Creative Technologie, — благодаря ее партнерству с Citroen. Автомобиль B-класса C-Quarte пусть и носит гордое имя французского бренда, внутри, надо сказать, типичный «китаец». Однако при этом автомобиль оснащен системой Stop Start. Словом, гордости российского автопрома есть чему и у кого поучиться.

EuroNCAP нам не нужен

Не скупится выставка и на самостоятельные разработки китайских компаний. Марка Chery представила бизнес-седан Eastar. Машина выглядит вполне представительно, оценить ее интерьер, правда, не удалось, поскольку выставочный автомобиль был закрыт. Помимо габаритов под стать Volkswagen Passat автомобиль предлагает мотор объемом 2 л, бесступенчатый вариатор. Как рассказал вице-президент Chery Automobile Чжоу Бирен, новинка нацелена на международный рынок и обязательно появится в России: дилеры, по его словам, уже высказали свою заинтересованность.

Декларируется и высокая безопасность автомобиля. На вопрос РБК daily, почему производитель не предоставляет свои автомобили на тестирование независимой организации EuroNCAP, топ-менеджер китайской компании заявил, что Chery и не планировала этого делать, поскольку результаты этих необязательных тестов важны при вхождении на такие рынки, как немецкий и французский. Но компания уже и так неплохо чувствует себя в Италии, Сербии, кроме того, теперь Chery продаются в Австралии, и там вопросов к их безопасности не возникает.

Ближайшее электрическое будущее

Интересной тенденцией, которая четко прослеживается на выставке, стали презентации гибридов и электромобилей китайского производства. Скажем, у Chery есть и то и другое (plug-in-гибрид Riich G3, электрический кроссовер Riich X1 EV), и продавать эти автомобили, по словам г-на Бирена, компания будет не только в Китае, но и на других рынках.

Прямо напротив экспозиции Audi расположился стенд JAC. И у нее тоже есть и plug-in-гибрид, и электромобиль, предназначенный для внутреннего рынка. И так далее и тому подобное. Вообще, конечно, с технологической точки зрения прорывов нет, китайские автомобили с альтернативными силовыми установками, как правило, маломощные, однако само их внушительное число наводит на мысль о том, что им все-таки «грозит» массовость, причем не через десятилетия, как предупреждают западные аналитики, а гораздо быстрее.

Дизайн: прорывы, и не только

В плане качества и изысканности отделки салонов китайцам есть куда расти, при этом по дизайну экстерьера автомобили перестают быть аутсайдерами: у многих производителей из Поднебесной появились автомобили, в хорошем смысле цепляющие взгляд. К таковым можно отнести прототип Neora от компании Luxgen. Или стремительный хэтч­бек под новым брендом Venucia, созданный компанией Dongfeng при поддержке Nissan.

Однако, ходя по Шанхайскому салону, лишний раз убеждаешься, что у китайцев свои понятия о прекрасном. Сколько ни говори о возрастающей самобытности, в хорошем смысле собственном лице производителей из Поднебесной, проколы встречаются. Вот, например, стоит на стенде Great Wall модель Haval IF — добротный вроде бы, красивый внедорожник, но портит впечатление то, что его создатели вдохновлялись BMW X6.