Тарас Пархоменко: Среди молодежи мобильной связью пользуется почти 100% людей. Привлекать новых абонентов надо из старших возрастных групп

Директор по стратегическому маркетингу компании «Киевстар» Тарас Пархоменко рассказал о потенциале рынка и о ценовой политике мобильного оператора в первом полугодии
Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

по стратегическому маркетингу компании « Киевстар » Тарас Пархоменко рассказал о потенциале рынка и о ценовой политике мобильного оператора в первом полугодии.

Тарас, как бы вы охарактеризовали украинский рынок мобильной связи с точки зрения его потенциала?

Сегодня уровень проникновения мобильной связи в Украине по сим-картам порядка 120%. При этом мобильной связью пользуется около 75% населения страны, то есть многие люди имеют по две и больше сим-карт. Потенциал роста рынка по абонентам совсем незначительный. Дальнейшее проникновение происходит в основном за счет все более взрослого населения.

Если население Украины разделить на демографические группы, то мы увидим, что среди молодежи мобильной связью пользуется почти 100% людей. Но чем выше по возрастной лестнице, тем уровень проникновения ниже. Поэтому для привлечения новых абонентов сегодня наиболее потенциальна возрастная группа «55+».

С точки зрения роста объема потребления услуг как очень перспективное направление отмечу Интернет.

Если делить клиентскую базу на частных и корпоративных клиентов, можно ли сказать, что в последнее время произошли какие-либо изменения? Произошло ли снижение уровня доходности на одного абонента?

Закономерно, что с учетом нынешней экономической ситуации и частные, и корпоративные потребители стараются экономить. Например, в корпоративном сегменте средний показатель доходов с абонента немного снизился за счет уменьшения компаниями лимитов на мобильную связь для своих сотрудников, что вызвано общим урезанием операционных затрат. При этом, благодаря общему приросту бизнес-абонентов, и в 2009 году ситуация в этом сегменте остается относительно стабильной. Прогноз развития ситуации во многом зависит от дальнейшего развития экономической ситуации в стране.

Особо я хотел бы отметить, что мы акцентируем внимание именно на наших показателях в гривне. Ведь мы работаем в Украине, и наши абоненты получают зарплату в гривне. Поэтому и успешность нашей работы адекватно оценивать именно в национальной валюте.

Но если смотреть с точки зрения иностранных акционеров, то их как раз интересует долларовый доход «Киевстара». Будут ли требовать ваши акционеры поднятия тарифов, чтобы вернуть долларовую прибыльность компании?

Сегодня мы исходим из возможностей рынка. И наши акционеры это прекрасно понимают. В данном случае в первую очередь мы смотрим на то, что происходит с доходами украинцев и в каком объеме они могут платить за мобильную связь. В последнее время мы видим, что безработица в Украине растет, зарплаты снижаются или задерживается их выплата. Также у большинства людей постоянно растут ежемесячные расходы: продукты питания, квартплата, коммунальные услуги, платежи по кредитам. Таким образом, у человека все меньше остается денег на другие товары и услуги.

И если еще три-четыре года назад мы видели постоянный рост доходов населения, то сегодня они, наоборот, у большинства сокращаются. Исходя именно из этого мы и определяемся, повышать наши тарифы или нет, а не из того, какой доход мы хотим получить в гривне или долларах.

 То есть можно сделать вывод, что в ближайшее время «Киевстар» не планирует повышать тарифы на свои услуги?

Сегодня трудно говорить о долгосрочных перспективах, так как в нынешней экономической ситуации рынок очень быстро меняется. Но мы для себя определились, что в первом полугодии 2009 года цена на базовые услуги мобильной связи меняться не будет.

Что касается дополнительных услуг, то цена на них будет формироваться с учетом курсовых рисков. К примеру, цена на такие услуги, как роуминг и международная связь, может меняться из-за курсовых колебаний, так как по сути это взаиморасчет между компаниями разных стран и зарубежные партнеры могут диктовать свои условия.

В целом же для нас важно сохранить свою долю на рынке и лояльность наших абонентов к компании, которая очень высока. «Киевстар» сохраняет по отношению к своим абонентам максимально дружественную позицию.

Вы можете сказать, насколько снизился доход на одного абонента в потребительском сегменте по результатам IV квартала 2008 года?

Наоборот,  в IV квартале 2008 года средний доход на абонента в месяц вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Если посмотреть отчеты «Киевстара» за 2008 год, то можно увидеть, что абонентская база «Киевстара» в некоторые периоды сокращалась. С чем это связано?

На динамику изменения нашей абонентской базы в настоящее время влияют главным образом сезонные колебания, связанные с акционными предложениями. В условиях зрелого рынка незначительные колебания абонентской базы — явление нормальное. Абонентская база «Киевстара» на начало и конец 2008 года — более 23,5 миллиона человек. В целом доля рынка «Киевстара» в течение 2008 года не изменилась и остается стабильной — порядка 42% от общего количества сим-карт и порядка 48%, если брать только активные сим-карты. Это отличный показатель. Он означает, что абоненты «Киевстара» не просто держат сим-карты, а пользуются ими, причем активнее, чем абоненты других операторов. Ведь сейчас на руках у населения миллионы «молчащих» сим-карт, рано или поздно абонент перестает пользоваться какой-либо из своих карт и выбирает одного из операторов в качестве основного.

Также важно учитывать еще два фактора, которые влияют на количество абонентов любого мобильного оператора в Украине. Во-первых, к сожалению, население Украины с каждым годом сокращается примерно на 250-300 тысяч. Во-вторых, важно понимать разницу в методике подсчета абонентов. Например, в нашей компании мы перестаем учитывать в качестве активных те сим-карты, которые не используются абонентами более трех месяцев. Но некоторые компании учитывают те сим-карты, которые не используются до полугода или даже до года.

 А чем руководствуются компании, когда определяют «срок годности» сим-карты?

Эта политика регулируется акционерами. Например, в телекоммуникационной группе Telenor — один из наших акционеров — применяется международный стандарт, согласно которому сим-карта, если она не используется, учитывается в базе абонентов лишь в течение трех месяцев. Однако учет сим-карты оператором в своей базе и ее реальный «срок годности» — разные вещи. Номер сим-карты сохраняется за абонентом «Киевстара» в течение даже 12 месяцев «молчания».

«Киевстар» традиционно участвует в спонсорских проектах. В связи с кризисом как поменялась политика компании в этом направлении?

Безусловно, в нынешних экономических условиях очень важно определять приоритеты. Но есть направления, которые уже стали традиционными, которые общество уже ждет от нас. Например, вот уже четвертый год подряд мы проводим общенациональный турнир по футболу среди школьников «Djuice Гол», который в 2009 году объединил порядка 15 тысяч детей из 3 тысяч школ по всей Украине.

В 2009 году мы сохранили и развиваем все наши комплексные программы корпоративной социальной ответственности. Это и базовое направление ответственности компании перед потребителями за качество своего продукта, и поддержка социально незащищенных людей в рамках различных проектов благотворительной инициативы «Для людей, для страны», это и программа «Мобильная культура», и просветительский проект «Природа радиоволн и принципы работы мобильной связи». Также важно отметить новое направление, стартовавшее в 2008 году, это программа экологической ответственности компании.

Кроме того, ежегодно «Киевстар» реализует большой проект национального масштаба, который призван объединить жителей Украины вокруг социально значимой темы. Это может быть как собственный проект, так и поддержка наиболее значимого проекта в рамках страны. В предыдущие годы «Киевстар» был партнером проведения «Евровидения» в Украине, выступления на чемпионате мира по футболу нашей сборной. Из собственных проектов — «Общение ради будущего», «Общайтесь больше со своими детьми». В этом году мы также изучаем возможность проведения одного из подобных масштабных проектов.