НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

46,45

46,30

Уйти, продать, остаться: Что делать украинским собственникам бизнеса в Крыму

У вас есть бизнес в Крыму и вы не знаете, что с ним делать? Партнеры юридической компании "КПД Консалтинг" Ирина Подлесная и Виталий Пацюк дают несколько рекомендаций
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

15 апреля 2014 года Верховная Рада приняла закон "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" (далее — "Закон об оккупированной территории"), который был призван обеспечить соблюдение прав граждан Украины в Крыму и украинских юридических лиц на собственность и бизнес, находящиеся на территории полуострова. Однако в законе эти вопросы так и не были урегулированы, законодатель лишь предусмотрел, что эти нормы будут предусмотрены в отдельном законе.

Возможно, с принятием указанного закона все будет подробно урегулировано, и бизнесу не придется задумываться о своем статусе, порядке проведения регистрационных действий, уплате налогов, но бизнес — это живой организм, который требует постоянной деятельности, в противном случае он становится банкротом. Бизнес не может ждать закона, он живет сейчас и должен действовать сейчас согласно тем законам, которые сейчас действуют. В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее актуальных вопросов, которые стоят на повестке дня украинского бизнеса в Крыму.

Как живется бизнесу в Крыму?

Несмотря на "принятие" Крыма в состав Российской Федерации, "Законом об оккупированной территории" четко определено, что территория Автономной Республики Крым и города Севастополя является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины. Однако в реальности "Закон об оккупированной территории" практически не устанавливает механизмов применения и реализации положений нормативно-правовых актов Украины на территории Крыма, и такая возможность в данный момент практически отсутствует.

Так, например, действующим законодательством Украины предусмотрено обязательство по уплате налогов и сборов, и даже предусмотрена административная и уголовная ответственность в случае их неуплаты, так же как и за неподачу налоговой и бухгалтерской отчетности. Однако возможность осуществления в настоящее время таких платежей в бюджет и подачи информации в налоговые органы Украины у лиц, зарегистрированных на территории Крыма, отсутствует в связи с закрытием на оккупированной территории всех украинских банков и органов налоговой службы Украины. Освобождение от уплаты общегосударственных налогов и сборов предусмотрено в проекте закона (принят Верховной Радой Украины в первом чтении), который должен будет регулировать осуществление хозяйственной деятельности. В то же время на данный момент этот вопрос продолжает оставаться неурегулированны, и потому исключить возможность привлечения должностных лиц к ответственности за неуплату обязательных налогов и сборов, а также за неподачу бухгалтерской отчетности нельзя.

Сомнительной является и возможность осуществления хозяйственной деятельности на территории Крыма по законам Украины в условиях, когда ни один государственный реестр Украины полноценно не функционирует на оккупированной территории. Компании не имеют возможности элементарно осуществлять платежи и выплачивать заработную плату своим сотрудникам в условиях, когда украинские банки, подчинившись постановлению Национального банка Украины, закрыли свои отделения на территории АРК.

Уйти из Крыма?

Министерство юстиции Украины предлагает реализовывать крымским компаниям свои права и законные интересы путем смены своего местонахождения и осуществления перерегистрации на территорию других административно-территориальных единиц Украину. Согласно приказу № 525/5 "О проведении регистрационных действий по изменению местонахождения юридических лиц и места жительства физических лиц-предпринимателей", субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, для изменения своего местонахождения могут обратиться к любому государственному регистратору Украины.

Такая смена местонахождения компании может стать хорошей альтернативой для компаний, которые преимущественно имеют контрагентов и/или ведут свою деятельность вне Крыма. Однако и они могут столкнуться с отдельными проблемами, в частности из-за того, что архивы регистрационной службы в Крыму так и не были переданы на материковую Украины, в связи с чем их придется восстанавливать.

Остаться в Крыму?

Изменение местонахождения может быть неприемлемым для тех, кто владеет активами на оккупированной территории, в том числе недвижимостью, или чей бизнес непосредственно связан с территорией Крыма. Такие компании, скорее всего, будут вынуждены подчиняться законам РФ, в том числе в отношении внесения такой компании в реестр юридических лиц Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что действующее законодательство Украины прямо не предусматривает такой возможности, как и не предусматривает процедуры исключения из ЕГР такого юридического лица, в тоже время прямо и не запрещает такого действия, и на первый взгляд, не предусматривает ответственности за него. Не исключено, что такие компании будут фактически существовать в двух юрисдикциях одновременно. Несомненно, это особый случай и общее законодательство Украины применить к нему сложно, но контролирующие и правоохранительные органы Украины будут это делать, и бизнес должен быть к этому готов.

Независимо от правовой природы операции по внесению в реестр юридических лиц РФ информации о компании, зарегистрированной в Крыму, украинские собственники таких компаний станут владельцами корпоративных прав иностранного юридического лица. Согласно статье 5 декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (имеет силу закона Украины) (далее — "Декрет"), осуществление инвестиций за границу путем приобретения корпоративных прав, кроме случаев получения корпоративных прав физическими лицами — резидентами как подарок или наследство, требует получение индивидуальной лицензии Национального банка Украины.

Сразу же возникает желание возражать, какая же это инвестиция за границу, эта инвестиция была сделана в Автономную Республику Крым унитарного государства Украина, никто не инвестировал за границу. Более того, согласно Закону об оккупированной территории, Крым и на сегодняшний день признается территорией Украины. Но при более тщательном и формальном рассмотрении ситуации становится понятным, что после такой регистрации владелец украинских корпоративных прав становится владельцем корпоративных прав иностранного юридического лица — юридического лица, зарегистрированного по законам РФ. При этом Национальный банк Украины под инвестициями в корпоративные права и ценные бумаги понимает любое приобретение корпоративных прав и ценных бумаг иностранных эмитентов. На сегодняшний день нет ни судебной практики, ни практики контролирующих органов Украины по этому вопросу. Не исключено, что такое приобретение корпоративных прав, как и любое другое приобретение, кроме дарения и наследования физическими лицами, может рассматриваться как инвестиция за границу, особенно если при этом будет подписываться какой либо документ, свидетельствующий, что резидент Украины меняет корпоративные права украинской компании на корпоративные права компании зарегистрированной по законодательству РФ, или любой другой документ, свидетельствующий о его волеизъявлении на приобретение (в какой либо форме) таких корпоративных прав.

Продать бизнес?

В таких условиях многие украинские собственники крымских компаний рассматривают возможность продать такие компании, и опять же сталкиваются с проблемой. Законодательством Украины предусмотрено обязательное проведение государственной регистрации изменений к учредительным документам юридических лиц в связи со сменой участников путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины ("ЕГР"). Такие регистрационные действия проводятся государственным регистратором по местонахождению юридического лица, а как мы уже отмечали выше, в настоящее время ЕГР на оккупированной территории не функционирует, что в свою очередь не позволяет провести сделку, соблюдая все требования законодательства Украины.

С учетом сложившейся правовой неопределенностью для бизнеса в Крыму наиболее желанным решением проблемы для украинских компаний является урегулирование на законодательном уровне вопросов осуществления хозяйственной деятельности компаниями, расположенными на оккупированной территории, а также вопросов владения таким бизнесом украинскими юридическими и физическими лицами. Но как уже отмечалось, бизнес нельзя поставить на паузу до принятия соответствующих законов, жизнь идет, и все вызовы и проблемы необходимо решать по мере их возникновения. Несомненно, данная статья не может дать точную картину той или иной ситуации и полный список рекомендаций, как поступать в том или ином случае, но мы надеемся, что она будет полезной и даст ориентиры тем, кто не впадает в отчаяние и ищет выход из любой ситуации.