В погоне за энергией ветра

За последние два года более двадцати инвесторов заявили о своих планах по строительству ветроэлектростанций в Украине. Новый закон об электроэнергетике стимулирует развитие альтернативной энергетики, однако решить все проблемы не удалось

Нынешнее законодательство позволяет производителям продавать всю выработанную энергию потребителям по рыночным ценам, но и установило обязанность государства покупать электричество, получаемое из альтернативных источников, в полном объеме по заманчиво высокой цене, получившей название «зеленый» тариф.

Необходимо отметить, что система «зеленых» тарифов используется во всем мире и на практике доказала свою эффективность в странах ЕС. Поэтому за основу украинского механизма разработчики взяли немецкое законодательство. Цена высчитывается путем умножения тарифа для потребителей второго класса (58,46 коп.) на  коэффициент, величина которого зависит не только от источника энергии, но в отдельных случаях  и от мощностей производства. В результате, чем дороже используемая технология и мощнее электроустановка — тем более высокую ставку получит ее владелец. Например, для тех предприятий, где установлены ветровые турбины мощностью менее 2 МВт,  «зеленый» тариф будет исчисляться исходя из коэффициента 1,2-1,4. ВЭС, которые обладают мощностью более 2 МВт, соответственно, получат более высокую ставку — в 2,1 раза превышающую тариф для второго класса потребителей.

Тариф надежно защищен и от колебаний курса. Законодатель зафиксировал нижнюю планку в евро по курсу на 1 января 2009 года. Например, в сентябре 2009 года ВЭС Украины получали 1,27 грн. за 1 кВт-ч. Сегодня за счет колебаний курса их ставка выше на 1 коп. за каждый проданный киловатт-час. Благодаря этому механизму инвестор уже сегодня сможет прогнозировать свою прибыль на несколько лет вперед, не опасаясь валютных колебаний.

Понятно, что доход инвестора будет зависеть не только от цены, по которой будет продаваться «зеленое» электричество, но и от количества выработанной электроэнергии. Ключевыми факторами здесь являются средняя скорость ветра на высоте ветровой турбины и срок жизни последней. Ориентировочные объемы производимой электроэнергии в расчете на 1 МВт установленной мощности, заявляемые украинскими девелоперами, составляют от 2,5 до 4,3 млн. кВт-ч в год.

Кроме того, инвестор, решившийся запустить ВЭС в Украине, получит бонус в виде дополнительного источника дохода, которым может послужить использование механизмов Киотского протокола. Подсчитано, что 1 МВт установленной мощности ВЭС за 1 год работы сократит выбросы СО2 в атмосферу в среднем на 2,2-2,5 тыс. тонн. Это даст право собственнику на получение 220-250 тыс. единиц сокращения выбросов (ЕСВ) для последующей продажи на европейском рынке. Отметим, что цена на одну ЕСВ сейчас колеблется от 7 до 11 евро.

Однако, для того чтобы получить такие ЕСВ, ВЭС прежде всего должна пройти регистрацию в качестве проекта «совместного осуществления» (СО) согласно ст. 6 Киотского протокола, подав необходимые документы в Национальное агентство экологических инвестиций. С регистрацией, впрочем, следует поторопиться, поскольку действие такого механизма на сегодняшний день предусмотрено только до 2012 года. Судьба проектов СО после 2012 года решится ближе к концу 2010-го, а пока для привлечения «зеленых» инвестиций украинское правительство предоставляет инвесторам возможность получить углеродные единицы за 2013-2020 годы авансом уже сейчас. Для этого собственник ВЭС должен всего лишь зарегистрировать свой проект, достигнуть сокращений выбросов до конца 2012-го и взять на себя обязательство продолжать реализацию проекта согласно поданной документации. По данным Комитета по наблюдению за совместным осуществлением, пока только один проект ветроэнергетики подал документы на регистрацию в качестве проекта СО в Украине, в то время как в соседних странах Восточной Европы таких проектов около двадцати.


 По данным Infrastructure Journal, за 2009 год были подписаны соглашения по финансированию около 70 европейских проектов по строительству ВЭС (в 2008 году их было больше — около 90). И 5 из них будут реализованы в Восточной Европе (против 13 в 2008 году). В данный момент еще около 14 проектов в Восточной Европе (не считая украинских) находятся на различных стадиях реализации. Лидерство в гонке между нашими соседями по праву принадлежит Польше.

Сколько это стоит


По данным Bloomberg New Energy Finance за 2009 год, цена ветровых турбин составляет порядка 70-80% от всей стоимости проекта. Из расчета на 1 МВт установленной мощности цена на турбину в 2009 году в среднем составляла от 1 до 1,3 млн. евро. Средняя цена за установку 1 МВт составила порядка 150-250 тыс. евро. И это еще далеко не все затраты, с которыми можно столкнуться при строительстве ВЭС. В целом же в 2009 году 1 МВт установленной мощности со всеми затратами обходился европейским компаниям в 1,6-1,7 млн. евро. Пытаясь применить эти цифры к Украине, стоит помнить, что по данным экспертов, производители часто увеличивают цены на турбины для восточноевропейских стран на 15-25%.

Понятно, что взять на себя такие затраты может (и хочет) далеко не каждый девелопер, ведь проще разделить эту ношу с инвесторами и получить заем. Несмотря на кризис, главным источником финансирования ВЭС по-прежнему остались банки, но вот условия получения кредитных средств существенно усложнились. Минимальная необходимая часть собственных средств, которую собственник должен был вложить в проект, по требованию банков выросла с 20 до 30%. Кроме этого, естественно, повысились ставки по кредитам. Недоступность и дороговизна заемных денежных средств привела к тому, что на смену осторожным коммерческим банкам постепенно приходят международные финансовые институции. Участниками многих восточноевропейских проектов стали ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) и МФК (Международная финансовая корпорация). В некоторых случаях  эти организации предоставляли до 80% от общей суммы финансирования.


 Точные цифры прибыльности ветроэнергетических проектов легко подсчитать, составив простое уравнение: с одной стороны — прибыль, полученная от продаж генерируемой электроэнергии, и доход от использования механизмов Киотского протокола, а с другой — затраты на строительство и обслуживание ВЭС.



Виталий Радченко

Татьяна Будякова

Инна Саакова

юридическая фирма

CMS Cameron McKenna