Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

В Украине падает спрос на дорогие лекарства

На подорожание медикаментов украинцы отреагировали снижением спроса на целый ряд препаратов. В первую очередь уменьшились продажи витаминов, лечебной косметики и пищевых добавок.

подорожание медикаментов украинцы отреагировали снижением спроса на целый ряд препаратов. В первую очередь уменьшились продажи витаминов, лечебной косметики и пищевых добавок.

Из-за роста цен рынок лекарственных средств в январе-мае этого года упал в натуральном выражении на 17-18%. Емкость украинского рынка фармацевтической продукции в январе-мае сократилась на 90 миллионов упаковок (до 420 миллионов штук). В сложившихся условиях некоторые зарубежные производители понижают цены. Так, KRKA и Zentiva снизили стоимость отдельных препаратов до 50%.

Фармацевтическая лихорадка

цены на медпрепараты резко выросли

Отечественные препараты при этом также дорожали. Украинские медикаменты, утверждали производители, производятся с использованием импортного сырья.

Впрочем, не все иностранные фармацевтические компании резко поднимали цены на свою продукцию. Например, Bayer повышал цены постепенно.

Читайте также: На импортные лекарства могут ввести НДС  
В целом, цены на медикаменты тех компаний, которые не ведут на нашем рынке коммерческой деятельности, повышались резче. В этом случае ситуацией заправлял дистрибьютор. Он заключает контракт напрямую с материнской компанией в иностранной валюте. А ценовую политику на украинском рынке определяет сам.

Не исключено, что именно поэтому крупнейшая фармацевтическая компания Sanofi Aventis отказалась от услуг дистрибьюторов и в апреле этого года начала коммерческую деятельность в Украине («ДЕЛО» №94 за 16.06.09 г.). Такое решение оказалось очень своевременным с учетом ситуации на украинском фармрынке. «Изменение юридического статуса Sanofi Aventis в Украине позволит нам продавать препараты за гривни», — объясняет Людмила Бабич, менеджер по корпоративным коммуникациям «Санофи Авентис Украина». Это, по ее словам, позволит избежать резких скачков цен в случае нестабильности курса евро и в целом усилить влияние компании на украинском рынке. Кроме того, к концу года компания планирует на арендованных производственных мощностях начать производство в Украине первого своего препарата.

Реклама не поможет

Причем увеличить продажи препаратов нерецептурной группы в нынешних условиях не получается даже с привлечением прямой рекламы. «Телереклама на сегодняшний день в лучшем случае позволяет не упасть (в продажах. — «ДЕЛО»). Такой эффективности, как до кризиса, нет», — говорит Евгений Заика, руководитель украинского офиса фармацевтической компании Nycomed.

Однако в кризисных условиях украинцы стали отказываться и от дорогих рецептурных препаратов в пользу более дешевых заменителей. Понятно, что с импортными лекарствами аптекам работать удобнее: они заметно дороже и на одной упаковке импортного лекарства можно заработать столько же, сколько на десяти упаковках отечественных. Однако, если импортные препараты не покупаются, аптекам приходится заменять их лекарствами с лучшей оборачиваемостью.

В сложившихся условиях некоторые зарубежные компании решили пересмотреть свою ценовую политику. Цены на некоторые препараты резко (до 50%) снижают KRKA (на кардиологические препараты «Амиокордин» и «Амприл») и Zentiva (кардиологический препарат «Лозап»). Что касается последней компании, то ее украинскому офису в этом году предстоит объединение с «Санофи Авентис Украина» (компании объединились на глобальном уровне). Значит, ценовой политикой в отношении препаратов Zentiva вскоре также будет ведать офис объединенной компании. Причем в Sanofi Aventis не скрывают своих притязаний на позицию лидера украинского рынка.

Борьба за место на полках аптек

Хотя отечественные производители и предлагают самые дешевые лекарства, со сбытом у них также не все гладко. Самая большая проблема, с которой они сейчас сталкиваются, — дистрибуция. Кредитов дистрибуторам не дают. Некоторые отечественные производители входят в положение партнеров и увеличивают отсрочку по платежам за отгруженную продукцию до 45-90 дней. В этих условиях отечественные предприятия активизировали работу с розницей — аптечными сетями. В этом направлении уже активно работала «Дарница», а вот «Артериум» только начал вести переговоры с аптечным ритейлом (подробнее об этом читайте в интервью с директором компании Денисом Гарциловым).

Цены на лекарственные средства, как отечественные, так и импортные, росли и до кризиса. По данным «Фармстандарта», в 2008 году до октября цены на лекарственные средства были на 10-17% выше позапрошлогодних. Так, например, в августе 2008 года отечественные препараты стоили в среднем на 16% (а импортные — на 13%) дороже, чем в августе 2007-го.

2,65 миллиарда долларов составила емкость украинского фармацевтического рынка в 2008 году.

Данные маркетинговой группы «Бизнес-Кредит»