Эффект пузыря: Объемы финансирования WEB-стартапов сокращаются

Небольшим IT-компаниям в Силиконовой долине уже не так просто найти инвестиции, пишет издание Wall Street Journal

Количество маленьких веб-компаний растет так быстро, что многим из них стало очень нелегко искать финансирование, говорят инвесторы и предприниматели, опрошенные WSJ.

Недостаток инвестиций вынуждает многих предпринимателей искать промежуточное финансирование, чтобы продолжать продвигаться вперед.

Средняя оценочная стоимость молодых компаний в последнее время сократилас с 6-8 млн. долларов в начале года до 3-5 миллионов долларов, говорит Навал Равикан, предприниматель из Силиконовой долины и инвестор, работающий с сайтом Angel List, ресурсом, где молодые компании могут искать бизнес-ангелов и деньги на развитие проекта. 

Рынок финансирования стартапов слабеет с каждой неделей, говорит эксперт. Хотя Angel List имеет 50-100 заявок в день на финансирование стартапов, реальные инестиции получают одна-две компании.

Эта тенденция только зарождается и касается стартапов на самых ранних стадиях развития, говорят инвесторы и предприниматели. По их словам, повторяется ситуация конца 90-х. Когда dot-com-бум стал сходить на нет, самые мелкие стартапы обнаружили, что получить деньги тяжело.

Wall Street Journal отмечает фундаментальное несоответствие венчурного капитала и количества мелких предприятий, которые были основаны в последние годы, и хотели бы получить финансирование в венчурных фондах.

Активность в венчурных фондах самая низкая за 8 лет

В целом, около 826 ориентированных на потребителя интернет-стартапов получили очередь венчурного финансирования с 2009 года в Силиконовой долине. Это в два раза больше, чем количество компаний, которые были профинасированы во время дот-ком бума в 1998-2000 годах, говорится в анализе Venture Source. Анализ не учитывает стартапов, которые получили средства от бизнес-ангелов, то есть реальное количество веб-компаний гораздо больше.

В то же время, общая сумма, которую венчурные фонды вбрасывают в экосистему стартапов, падает.

С января 2009 года фонды выросли на 39,2 млн долларов, что на 76 % меньше того роста, который наблюдался в январе 1998 – декабре 2000.

В понедельник Национальная ассоциация венчурного капитала объявила, что активность на венчурных фондах упала до самого низкого квартального уровня за последние 8 лет.

«Сейчас много вновь созданных компаний, которые начинают искать капитал, однако венчурных инвесторов не хватает», - говорит Джордж Зачерай, инвестор из Charles River Ventures. Инвестор говорит, что не может разобрать все 40-50 запросов в неделю от новых стартапов, которым не хватает денег. «Отбор будет ужесточаться», - говорит он.

Предприниматели почувствовали изменения на рынке

Джессика Мах, исполнительный директор молодой компании InDinero из Сан-Франциско, которая занимается финансовыми инструментами для онлайна, также почувствовала изменения на рынке.   

В прошлом году компания 21-летней Джессики прошла программу бизнес-инкубатора в Силиконовой долине и легко получила от бизнес-ангелов миллион долларов. Потом, через несколько месяцев, она увидела изменения в бизнес-среде. «Много моих собственных инвесторов стали отступать. Я пытаюсь им что-то ще предложить, но они стали очень разборчивыми», - говорит менеджер стартапа.

Мах рассказывает, что ее предприятие слишком быстро «прожигало» бюджет, поэтому пришлось сократить уровень расходов компании до 20 тыс. долларов в месяц. «Я беру ровно столько, сколько дают, потому что не знаю, что дальше произойдет на рынке», - рассказывает предприниматель.

Некоторые инвесторы говорят, что самокоррекция не помешала бы рынку инвестиций в стартапы. Любые новые веяния могли бы устранить с рынка недобросовестных конкурентов, которые демпингуют, стараются понизить высокие оценки инвестиций. «Это динамично и правильно», - говорит инвестор из August Capital Говард Хартенбаум.

Инвесторы выбирают надежные предприятия

Аден Сенкат, бизнес-ангел из Силиконовой долины, говорит, что старается сократить в своем портфеле процент сделок с предприятиями, которые еще не миновали стадию seed. «Оценки стоимости молодых компаний просто безумны. Они предлагают заоблачные цены», - говорит инвестор.

Гсподин Сенкат стал присматриваться к стартапам за рубежом, потому что они на порядок дешевле, чем предприятия Силиконовой долины. Кроме того, инвестор склоняется к тому, скорее будет инвестировать в уже сформировавшиеся компании, а не в небольшие фирмы. В этом году Сенкат профинансировал финскую Rovio Inc., которая является разработчиком мобильной игры Angry Birds.

Для некоторых инвесторов в Силиконовой долине любая передышка в рассмотрении большого количества стартапов, была бы благом. Маркус Шен, директор по корпоративному развитию Yahoo Inc. говорит, что заметил, как оценки по цене стартапов стали снижаться. «Одно только количество стартапов уже создает давление на рынке», - сказал эксперт.

Таким образом, хотя небольшие технические компании ранее и имели амбиции быть независимыми, то сейчас они больше заинтересованы в том, чтобы продать себя – и по самой разумной цене, считает специалист Yahoo Inc.