НБУ курс:

USD

41,17

--0,04

EUR

45,95

--0,01

Наличный курс:

USD

41,55

41,46

EUR

46,45

46,30

Стартап на миллион: как правильно оценивать "идейные" проекты

"Идейные" стартапы зачастую бывают сильно переоценены. На какие критерии смотреть инвестору, чтобы определить, что такой стартап действительно стоит миллион, рассказывает инвестиционный аналитик Евгений Нетреба
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

В последнее время на рынке очень часто стали встречаться слишком переоцененные проекты, так называемые "идейные" стартапы на ранней стадии развития. Просматривая ежедневные ленты новостей, пестрящие сделками в Украине и за ее пределами, мало где можно увидеть, во сколько был оценен проект инвесторами и какие были первоначальные ожидания акционеров. Зачастую оглашается сумма то $15 тысяч, то несколько миллионов, но купленная доля бизнеса — практически никогда.

В работающем оффлайн-бизнесе все предельно ясно. Можно рассчитать остаточную стоимость оборудования, стоимость помещений и других материальных/нематериальных ценностей. Со стартап-проектами все намного тяжелее, ведь оценка может базироваться начиная от идеи, написанной на салфетке, и заканчивая историческими/прогнозными показателями деятельности.

Отличительной чертой стартап-команд из СНГ является тот факт, что имея на руках идею с красиво подготовленной презентацией, оценка проекта автоматически равняется $1 млн. Важно отметить, что согласно последним данным компании Dow Jones VentureOne, средняя оценочная стоимость стартапа в США на этапе прототипа — около $3 млн.

Для понимания: за данную сумму можно купить недвижимость площадью 42 кв. метра в Париже или 40 кв. метров в Нью-Йорке. Другой интересный факт по результатам 2013 года — самая высокая среднестатистическая нетто-зарплата (без вычета налогов) была у граждан Швейцарии, которые за год зарабатывают по $72 тыс. А теперь представьте разницу между идеей, изложенной в презентации на 10 страниц, и почти 14 годами ежедневной работы гражданина Швейцарии.

Хорошо, когда в проекте заложена серьезная технологическая составляющая — действительно инновационная и дорогостоящая, но давайте будем честными: не может стоить очередной копикэт (копирование манеры поведения) из страны постсоветского пространства как маленькая квартирка в одной из мировых столиц.

Всем хорошо известно, что цену двигает рынок, и если есть спрос со стороны инвесторов на стартапы с такой оценочной суммой, то, наверное, на рынке создается очередной мыльный пузырь. Который принесет убытки вложившимся инвесторам. А проект, не способный генерировать прибыль, будет вынужден распустить команду или искать очередных горе-инвесторов.

Подсчитать количество сделок в "идейные" стартапы очень тяжело, поскольку зачастую они совершаются бизнес-ангелами. Согласно отчету Silicon Valley Bank и CB Insights, в 3 квартале 2014 года средний размер ангельских инвестиций в США упал на $180 тыс. (с $700 тыс. до $520 тыс.). При этом украинские бизнес-ангелы инвестируют значительно меньшие средства, измеряемые всего десятками тысяч долларов.

Для подтверждения оценки проекта для инвестора советую обратить внимание на следующее критерии, которые должны быть в вашем проекте:

Привлекательность рынка

Максимально разберитесь в рынке и честно оцените его перспективы. Обратите внимание на темп роста, барьеры для вхождения и конкуренцию.

Если рынок переполнен подобными проектами, а вы не выделяетесь действительно интересным и технологическим конкурентным преимуществом, лучше задуматься о переходе в другую нишу.

Синергия бизнеса

В текущей ситуации глобального ИТ-рынка, наверное, можно считать выигрышной стратегией разработку проекта с целью в будущем продать продукт крупной корпорации (Qualcomm, Amazon, Google). Конечно, каждая из этих компаний может самостоятельно скопировать и разработать продукт, подобный вашему. И тут ваша цель — минимизировать такую возможность и четко описать стратегию выхода для инвестора.

Выгоды для потребителя

Ваш продукт обязан нести уникальную ценность для конечного клиента. Только таким образом можно выдержать конкуренцию и быть высоко оцененным венчурным инвестором.

Охрана идеи

На стадии оценки инвестор всегда задумываться над вопросом, насколько сложно скопировать идею. Задумайтесь, а что будет с вашим бизнесом, если завтра конкурент наймет 10 разработчиков, которые за 3 месяца напишут аналогичный продукт. Если это возможно, вы должны действовать быстрее возможных конкурентов. Либо обладать уникальной и простой к воспроизведению технологией. Тогда ваш стартап действительно можно оценить в миллион.