НБУ курс:

USD

41,25

+0,03

EUR

45,71

--0,44

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,15

46,00

Деньги для Киева

В Киеве очень много денег. Даже сейчас, во время кризиса. Где эти деньги понятно — у киевлян. Во всем мире жители городов — это главный ресурс местных инвестиций
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Горожане не просто знают местную специфику, они в ней живут. Когда им приходит в голову идея открыть магазин, кафе, мастерскую или другой местный бизнес, они могут качественно оценивать риски — и лучше с ними работать.

Хороший инвестклимат — важная вещь, но киевляне давно научились жить в плохом. Сегодня в рейтинге городов Киев занимает 132 место из 140, и основной понижающий параметр — нестабильность (лишь 20 баллов из 100). Из-за этого искать внешние инвестиции для Киева очень тяжело, почти невозможно. Но и сами киевляне тоже вкладывают в город медленно и мало, хотя экономический кризис — лучшее время для долгосрочных вложений.

Дело в том, что инвестиции невозможны без одной очень простой вещи — идеи.

Почему почти во всех городах Украины на прошедших местных выборах вспоминали Львов? Почему пример его развития настолько притягательный?

Львов научился зарабатывать деньги на товаре с самой высокой добавленной стоимостью — на историях. Они не стоят ничего, а продаются за любые деньги. Сначала это были истории о "кусочке Европы" в Украине, о культуре кофе. Потом — о Рождестве и Пасхе, уличных праздниках и фестивалях. Львовяне поняли, что у них есть инвестиционная идея, и истории стали самым ходовым львовским товаром. Сегодня Львов наполнен мифами, которым 2 месяца отроду, и они — работают.

Теперь эти истории покупает 2 миллиона туристов в год — в основном, кстати, украинцев. А Львов, по словам мэра города Андрея Садового, получает на туризме треть миллиарда евро, кешфло в местную экономику. Кого делают богаче эти деньги? Всю громаду.

Эта история выглядит очень просто, так и хочется повторить, не так ли? И мы постоянно это слышим — почему не сделать в Киеве так, как во Львове?

Киев — не Львов.

Главный ресурс постиндустриальной экономики — человеческий капитал.

Львов нельзя сделать без львовян.

Главный ресурс Киева — люди. Киевляне, украинцы, приехавшие в поисках счастья, денег, а во время Майдана еще и в поисках правды. Киев может стать пространством возможностей для всех. Мультикультурным, мультинациональным, мультирелигиозным городом, в котором рады каждому и нет никакой дискриминации.
Другого такого города в Украине нет и это — наше главное преимущество.

Проблемы инвестиций в Киеве — не в законах, а в головах. Мы просто пока не понимаем, куда мы идем, а значит не можем договориться о новых правилах, зафиксировать их, объяснить депутатам Киеврады и ввести в действие.

И после этого вкладывать свои деньги в городе, живущим по правилам, которые мы соблюдаем, потому что в них верим.

Время руководящей и направляющей роли КПСС давно прошло, но все по-прежнему живут в ловушке "Власть придет — порядок наведет". Кого мы пытаемся обмануть? Весь государственный и муниципальный аппарат не работает. И не потому, что у власти злодеи. Бюрократия — это законы и нормы. Сейчас единая система правил пытается отрегулировать всю жизнь в городе. Но нельзя управлять из единого центра рыночной экономикой так, будто мы живем при КПСС — это будет один бесконечный конфликт, в котором мы, собственно, и живем.

Доходит до абсурда. Например, недавно мы узнали, что не можем сделать гравийную площадку для игры в петанк в парке: по устаревшим, но все еще действующим нормам это нарушает экологию газона.

Советская система больше не будет работать. Вы не можете написать правила, по которым будет жить и двор в Троещине и двор на Подоле. Киев — не город, а четырехмилионная агломерация, мегаполис. Оболонь — это город. Троещина — город. Подол — тоже город. В каждом из этих городов — своя жизнь, свои правила. Люди должны сами договориться, как они хотят жить в своей части города, а власть — зафиксировать эти договоренности и быть их гарантом.

В Департаменте градостроительства работает 88 человек. Вы думаете, 88 человек могут обеспечить проектирование всех улиц и дворов? Нет, мы можем задать рамки и распространить типовые практики. А главный интересант того, чтобы улица была самой красивой в городе — бизнес, который на ней работает.

Для начала в городской среде надо сделать совсем немного базовых вещей. Для того, чтобы нам было комфортно в пространстве, надо решить 4 задачи: обеспечить безопасность, доступность, чистоту и эстетику. И есть простые решения, которые по опыту городов мира фундаментально меняют ситуацию.

Безопасность. Она обеспечивается прежде всего освещением улиц вечером. Сложно поверить, но такие простые вещи, как освещение и, конечно, наша новая патрульная полиция, могут сделать город на порядок безопаснее.

Если у вас в городе безопасно, люди вечером ходят по улицам, и — тратят деньги.

Доступность. Это касается не только людей на инвалидных колясках. Маломобильного населения в Киеве больше половины: пожилые люди, беременные, дети, больные и, да, люди с инвалидностью тоже. Эти киевляне — не обуза городу, а экономические агенты. Когда они выходят на улицу, они тратят деньги. У нас в законодательстве, кстати, неплохие нормы по доступности, только они никем не соблюдаются. Реализация доступности в городе способна увеличить число активных экономических агентов вдвое. Я уже не говорю об этике — сейчас герой АТО с инвалидностью, просто не может попасть на Майдан — главную площадь страны — там одни лестницы без пандусов.

Чистота. Нормы по частоте урн на тротуаре и открытые публичные тендеры могут решить проблемы чистоты улиц. Но это городское хозяйство, а еще есть визуальная чистота, экология. Департамент градостроительства за три месяца договорился с рекламным рынком о движении к новым правилам игры. Рекламный рынок готов идти на сокращение количества поверхностей — мы вместе поняли, зачем это нужно.

Рекламы не будет на памятниках национального значения, зоны без рекламы будут базироваться на историко-архитектурном опорном плане. Это значит, что в важных местах Киева рекламы не будет.

Еще выяснилось, что 20 лет городская власть договаривалась, но каждый раз кидала рынок. В результате доверие разрушено и восстанавливать его очень сложно — рынок готов идти на изменения только после проведения всех документов через Киевраду пакетом. Все наконец начали понимать ценность договора.

Эстетика среды — это тоже просто. Человек видит прежде всего то, что находится на уровне взгляда, первый этаж зданий: вывески, витрины, тротуары, деревья. Здесь не нужна ни Красота ни Духовность; нужны стилистическая однородность и уважение к среде. Не надо закрывать исторический фасад большим баннером — ваш магазин от этого выглядит беднее, а не богаче. Это тоже, к счастью, начали постепенно понимать.

Дело за малым — нужны люди, которым интересны конкретные квадратные метры своего города и которые готовы организовывать на них безопасность, доступность, чистоту и эстетику. И неважно, это волонтеры, депутаты или представители бизнеса. Вопрос в целях и мотивации.

Волонтеры, работающие с киевскими парками, спрашивают почему все так странно устроено только первые пару недель. Потом их интересует только то, как изменить ситуацию.

Все мы видим бум на Подоле — рестораны, бары, уличная жизнь, арт-интервенции, фестивали, антикафе, мастерские. Смогла бы бюрократическая машина города сделать такое? Конечно нет. Зато город может создать площадку для договоренностей местных бизнесменов — и на выходе будет синергия. Город может обеспечить лучшую связность Подола с аэропортами — когда-нибудь у нас появится лоукост, а с ним и туристы из Европы и их деньги. Город может предложить местному бизнесу прозрачно реинвестировать их местные налоги в их же район — и тогда укрывать налоги станет не нужно. Город — это честные и прозрачные правила игры.

Я считаю, что процессы на Подоле — это самое важное, что происходит сейчас в Киеве.

Потому что оно происходит с людьми — они рискуют и предпринимают. Надо просто не мешать.

Если мы действительно собираемся идти в Европу, общество должно выйти из ловушки межевания с властью на "мы" и "они".
Это наш город, это наши налоги и это наши инвестиции.

Город — медиатор и гарант правил. Городские власти не могут прийти к кому-то и рассказать, как теперь надо жить, это не сработает — и, к счастью, этого происходит все меньше.

Самые большие деньги в Киеве — в договоренностях и общих правилах игры.

В поиске районами своей роли в мегаполисе и конкуренции между ними.

И, прежде всего, — в киевлянах.

Люди разные, и каждый из нас должен найти место — для бизнеса, дела, жизни и любви. Если у вас есть место в городе, вы — экономический агент. Ценность именно в том, что мы разные, а попытка регулировать все из центра эту ценность убивает.

В Киеве невозможен Львов, и слава богу.

Два года назад стало понятно, что Донецк в Киеве тоже невозможен.

В Киеве наконец-то будет Киев — таким, каким он должен быть.

От редакции: этот материал — первый в серии статей о том, куда и на каких условиях в столицу могут прийти инвестиции, и что город должен сделать для этого. Все они будут объединены общим названием "Деньги для Киева". Мы надеемся, что серия таких материалов поможет задуматься и столичным властям, и столичным жителям о том, каким должен стать наш город, и как за это бороться.