НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,46

EUR

46,45

46,30

Государство для граждан или граждане для государства?

Почему провалилась одна админреформа и рискует провалиться следующая
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Планируя секвестр бюджета, Кабмин предложил сократить расходы самым очевидным путем — за счет чиновников. Изначально планировалось отправить их на два месяца в неоплачиваемый отпуск, тем самым сократив расходы на содержание госслужащих на 90%. Однако против такого решения взбунтовался парламент — лишить людей зарплат депутатам показалось негуманным и антисоциальным шагом, который отразился бы на общей покупательной способности населения и не решил бы проблему.

Поэтому Яценюк решил пойти другим путем — лишить премий и надбавок народных депутатов и работников центральных органов исполнительной власти. "Будут сидеть на голом окладе", — сказал он. Для депутатов это около 17,5 тыс. гривень в месяц, то есть в 6 раз больше средней ставки госслужащего — до конца года можно продержаться.

Оба подхода объединяет краткосрочность решения проблемы. На чиновниках экономить нужно, но не пару месяцев, а раз и навсегда.

Чиновников в стране должно быть меньше. Оксана Продан из налогового комитета Рады посчитала, что сократить их можно на 70%. Это очевидно, об этом знают все. Об этом знают приезжие миссии МВФ и Всемирного банка, об этом знают бизнесмены, каждый из нас понимает это, когда сталкивается с ЖЭКами, работниками БТИ и всякими регистраторами. Сами чиновники знают, что их слишком много. И реформировать систему госорганов пытается чуть ли не каждая новая власть.

Так, в 2011 году за административную реформу взялось правительство Азарова. В итоге количество центральных органов исполнительной власти сократилось со 111 до 75, а количество членов Кабмина и численность секретариата КМ— вдвое; 46 правительственных органов было ликвидировано, из 69 контролирующих органов осталось 11. Количество замов и комитетов сокращалось соответственно.

Эти цифры впечатляют, но есть и другие, которые впечатляют еще больше. В 2011 году общая численность госслужащих уменьшилась с 379 тыс. до 367 тыс. человек по сравнению с 2010 годом — аж на 3%. А к началу 2014 года она достигла 433 тыс., то есть выросла на 12,5% по сравнению с тем же 2010 годом. Это почти 1% от всего населения государства, включая младенцев и пенсионеров.

Почему же чиновников с каждым годом становится все больше? Однажды Сергей Терехин рассказывал, как будучи министром экономики он пытался вдвое сократить численность работников министерства, которых на тот момент было более 2 тыс. Сократить можно было без каких-либо потерь эффективности — сейчас в министерстве около 1200 сотрудников, а толку ни меньше, но и не больше. Так вот, инициатива Терехина натолкнулась на жесткое противодействие профсоюзов, потому что вот так взять и лишить работы тысячу человек — негуманно.

В необходимость содержать 1% населения за счет налогоплательщиков из соображений социальной ответственности государства упирались все попытки что-то менять. И продолжают упираться — голоса, взывающие к социальной ответственности, мы уже слышали среди парламентариев при попытках Кабмина провести секвестр бюджета. Поэтому та часть населения, которая генерирует ВВП, будет продолжать кормить бездельников ровно до тех пор, пока мы не пересмотрим базовый подход к социальной защите. Проще говоря, когда госаппарат пробуют реформировать, его пытаются то оптимизировать, то слегка сократить — в общем, просто чуть-чуть сэкономить. А его нужно менять в принципе. С самых основ.

То, что мы сегодня называем социально ориентированным государством, по факту таковым не является, потому что наши представления испорчены советским наследием. Считается, что эффективное государство — это то, которое всех всем обеспечивает, хотя на самом деле эффективно оно тогда, когда все работает само и самостоятельно себя обеспечивает.

Вследствие этого совкового подхода государство у нас берет на себя слишком много ответственности во всех сферах, и трудоустройство 433 тыс. человек только в органах власти — лишь одна из них.

Причем, что характерно — несмотря на массу задач, которые финансируются из бюджета, почти все они выполняются скверно. Вы когда-нибудь смотрели государственный канал "Культура"? Посмотрите, чтобы навсегда проникнуться отвращением ко всему, чего касается рука государства. При том что в мартовском, уже урезанном бюджете, на производство казенного телерадиоконтента предусмотрено 752 млн гривень. Продолжая тему культуры — можно ли назвать деятельность министерства культуры успешной? Мы прославили украинское искусство за счет частных и меценатских проектов, а что выдающегося сделало государство за 2,2 млрд гривень, что выделены на культуру? А ведь это ровно в два раза больше, чем получил МИД. А украинское кино за 121,5 млн гривень в год вам нравится? А медицинская помощь, которая обходится в миллиард, не вызывает у вас приступов гнева и отчаяния?

С промышленностью то же самое. Из бюджета льются дотации для убыточной угольной промышленности, потому что наше социально ответственное государство считает своим долгом ее поддерживать. Тут метко подметил старший аналитик Case Ukraine Владимир Дубровский: бесплатной помощи не существует, за нее всегда кто-то платит. В данном случае — вполне здоровый бизнес помогает убыточным госпредприятиям своими налогами. А эти предприятия на самом деле являлись врагами Украины, вечно ожидая поддержки и не имея мотивации к развитию.

Признаем же, государство — такой себе управленец. Как минимум, система принятия решений, которая требует прохождения неимоверного количества бюрократических ступеней и заверения вагонов бумажек, сводит шансы на успех на нет. Окончательно их добивает коррупция и незаинтересованность руководства (наемный директор — не собственник) в развитии предприятия.

Вернемся к чиновникам, которых нельзя увольнять. Устраивают ли их условия работы? По данным федерации профсоюзов, 74% госслужащих получают зарплату около 1800 грн. При такой зарплате чиновник или нищий, или взяточник и мудак. Раз сокращения вызывают такую волну протеста, то большинство все же не нищие. Очевидно, взяточники нам не нравятся. БТИ, ЖЭК, ГАИ, милиция, налоговая, регистрационная служба, инспекции и проверяющие — вместо того, чтобы делать свою работу, то есть предоставлять сервис и защищать, они мешают, раздражают, требуют бесконечной траты бумаги, времени и денег на взятки. То есть, приносят вред себе, гражданам и государству, которое не справляется с ними так же, как и практически со всем, на что тратит наши деньги.

Остается проблема — куда деть сотни тысяч праздношатающихся граждан, которые лишатся работы? Во-первых, уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ в Украине, составляет 8,8%, и даже если он вырастет на 1 п.п., это будет меньше среднего уровня по Евросоюзу (10,4%). Во-вторых, проблема решаема. Когда чиновников станет меньше, реальный сектор вздохнет с облегчением и начнет генерировать рабочие места. Если с сокращением чиновников уменьшится и количество необходимых справок и разрешений, соответственно у бизнеса высвободится время и деньги, которые обычно тратились на документы и взятки, а не на развитие.

А пока будет идти этот процесс, бывших госслужащих может занять государство для чего-нибудь действительно полезного — это метод, который неоднократно использовался для борьбы с безработицей. Начиная с США 1930-х и заканчивая Китаем 2009-го, государства привлекали безработных для инфраструктурных проектов. Этот метод взяли на заметку и оккупанты в Крыму — после провала курортного сезона они решили занять крымчан постройкой Керченского моста на территорию РФ. Более того, именно сейчас Украина нуждается в тех, кто будет защищать землю от захватчиков, отстраивать Донбасс и возводить пограничную стену.