НБУ курс:

USD

41,25

+0,03

EUR

45,71

--0,44

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,15

46,00

Как создать баланс между уличной торговлей и комфортом киевлян — и.о. главного архитектора

И.о. главного архитектора Киева Анна Бондарь считает, что торговля в МАФах городу нужна. При этом в столице должно остаться около 6,5 тыс. таких торговых мест. Часть киосков стоит перенести на первые этажи зданий, остальные — узаконить, а также унифицировать их внешний вид
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

В продолжение нашей темы "Деньги для Киева" хотелось бы поговорить о таких вещах, на которых город может заработать. МАФы и реклама — это, в принципе, крупный источник, который может пополнить бюджет, но, с другой стороны, это серьезный раздражитель для киевлян. С вашей точки зрения, как создать баланс, в котором могут существовать МАФы и реклама, которые не будут мешать жителям?

С одной стороны, проблема одна — раздражение. Но с другой стороны, киоски и внешняя реклама — все-таки разные вещи. С киосками ситуация какая? Дело в том, что до 2013 года киосков в Киеве было 6,5 тысяч, и, в принципе, они не так уж сильно раздражали киевлян. То есть, людям не нравится, когда киоски занимают пространство на тротуарах, но в то же время жители покупают там продукцию. А удобны они базовым набором товаров, необходимых каждый день, в пешей доступности от дома.

Какие действия нужно предпринять для решения этой проблемы?

Наша столица повторяет ошибки европейских городов. Но на Западе их уже исправляют, а мы только планируем (исправлять — Прим.). Очень большая ошибка, как мне кажется, американских и многих европейских городов была в том, что они стали строить большие супермаркеты на выезде из города, что активно развивает автомобильное движение, а не пешеходное. Отсюда остальные проблемы — экология, сидячий образ жизни, пробки и т.д. Кроме того, такие супермаркеты убивают малый и средний бизнес, потому что конкурировать с огромным METRO, "Сильпо" или "Фоззи" малым магазинам фактически невозможно: цена в малом магазине всегда будет больше.

Сейчас в Европе строительство больших супермаркетов признано ошибкой, то есть сейчас у них существуют программы сохранения маленьких магазинов, преференции для малого и среднего бизнеса. В Лейпциге есть даже такой формат, как "лейпцигский магазин": это небольшой магазин размером около 40 кв.м.

Киев тоже в свое время пошел по "ложному" пути, то есть у нас появились эти большие магазины, а маленькие магазинчики в центре города, в пешей доступности, просто стали исчезать, их стали "выдавливать". И это спровоцировало первый бум киосков, потому что это и есть магазинчик в пешей доступности. При этом он дешев и быстро окупаем, его достаточно легко было поставить, оформить документы и тут же получать прибыль. Вот, собственно говоря, результат. Но основная проблема проявилась в том, что в 2013-2014 гг. количество киосков увеличилось до 30 тыс., и вот это стало уже явным раздражителем для горожан. Это было связано с тем, что во время Майдана очень много предприимчивых людей просто начали ставить киоски: без документов, без уплаты паевых взносов, без ничего. Результат — страшный бум киосков: приезжаешь в Киев и не понимаешь, куда ты приехал. Яркий пример тому — станция метро "Лесная".

Бороться с этим явлением нужно "кнутом и пряником": просто кнутом не получится, потому что мы уже понастроили супермаркетов и не создали программу сохранения малых магазинов в городе.

То есть, обычный демонтаж, который сейчас проводится, не эффективен?

Это просто одна из мер "кнута", но при этом должен быть "пряник". С подачи нашего Департамента летом 2015 года Киевсовет принял очень важное для этой отрасли решение "Об упрощении процедуры перевода жилых помещений в нежилые в городе Киеве". Оно касается магазинов на первых этажах. До принятия этого решения за последние несколько лет в нежилую недвижимость были переведены шесть (!) квартир в городе. Сейчас на каждой неделе в Департамент приходит несколько обращений: мы проверяем все документы, даем соответствующее разрешение, и каждую неделю люди переводят помещения на первых этажах под магазинчик или аптеку — кому что надо. И это тот пряник, который позволит нам в какой-то мере перевести киоски на первые этажи.

Второй вопрос, который нам почти удалось решить, — данный рынок становится все более прозрачным и публичным. Так, мы привязали комплексные схемы размещения МАФов к градостроительному кадастру. Это открытая карта с большим массивом информации и геопривязкой объектов. В семи районах из десяти уже утверждены эти комплексные схемы, и в Печерском районе проходит первый экспериментальный конкурс в два этапа. И уже на первом этапе отметаются все "нелегалы".

Кроме того, после введения нового порядка размещения МАФов в городе с октября 2014 года столица получила 27,2 млн грн, а за 2015 год — 65 млн грн, то есть в сумме за все это время — 92,2 млн грн, тогда как раньше все киоски стояли бесплатно, поскольку процесс был не отрегулирован, а наши предложения постоянно отсекались.

Работать смогут только те, кто раньше работал легально?

Да, ты имеешь право подать документы на конкурс только если раньше работал легально — то есть, если у тебя был паспорт привязки, договор, уплата паевого участия... Заявка без этих документов не наберет нужное количество баллов. Если после конкурса на одну точку набираются два-три претендента, они начинают торговаться, кто больше заплатит денег в город, и это нормальная европейская процедура. Таким образом, в течение года количество киосков в Киеве может зафиксироваться на уровне 6,5 тыс., и они не будут так раздражать киевлян, а остальным предоставим возможность переехать на первые этажи.

В Лондоне, например, некоторые МАФы представляют собой арт-объекты. В некоторых европейских городах муниципалитеты нанимают дизайнеров, проводят конкурсы на внешний вид киосков, закупают их, ставят в тех местах, где они не будут мешать, и сдают в аренду. Возможен ли такой вариант для Киева?

Городской бюджет не будет сейчас тратить деньги на закупку красивых МАФов. У нас немного другой подход. После того как будут определены победители на конкретные точки, у предпринимателя будет полгода на приведение своего киоска в соответствующий вид. Мы привлекли не европейских, а наших украинских, профессиональных дизайнеров, архитекторов, которые разработали архитип киоска, который будет одинаковым для всего города. Они будут разного метража и двух типов — для современных и исторических районов (эскизы архитипов можно увидеть здесь).

В течение полугода предприниматели, которые победят в конкурсе, должны будут поменять свой киоск на тот, который им рекомендуется, плюс согласовать со всеми службами размещение. Если же они не предпримут эти действия — оставят непривлекательный МАФ, не благоустроят прилегающую территорию — то они просто потеряют приоритет на это место.

Красивые МАФы будут закупаться у городского КП или на фирме, чтобы они имели единый внешний вид?

Конкретного производителя мы навязывать не будем. Данный вид МАФа — с металлической конструкцией, сверху обшит алюмокомпозитным материалом, то есть любая компания, которая изготавливает навесные фасады из алюмокомпозитных материалов (их достаточно много, это открытый рынок), в состоянии изготовить фасад такого киоска.

В Киеве около семи тысяч га находятся в промышленных зонах. Нужно ли сокращать эти площади, потому что некоторые предприятия могут занимать много места, но совершенно неэффективно использовать землю.

Промзоны — это в Киеве достаточно серьезная проблема. Дело в том, что при советском подходе к градостроительству весь расчет городской инфраструктуры шел от количества заводов. Построили два завода — значит построили еще пять школ, столько-то садиков, два сквера разбили и т.д., то есть расчет шел от промышленности. После распада СССР много промышленных зон (заводов) были разорены, приватизированы, а потом распроданы по кускам. То есть, на данный момент коммунальной земли, которой город мог бы распоряжаться, фактически нет, это все частная собственность. Пока город не предложил еще какой-то концепции выхода из патовой ситуации, потому что эта частная собственность просто простаивает, владельцы не хотят ее продавать. Да и покупать ее никто не хочет, не понимая, что с ней делать.

В новом Генеральном плане есть предложение по перепрофилированию какой-то части промышленных территорий: была промышленная функция — станет, например, жилье, но чаще всего там отмечены те промышленные территории, владельцы которых готовы сменить функцию участка и вложить инвестиции. Что делать с остальными — пока не ясно. Есть интересные, удачные примеры переосмысления: это "Артзавод "Платформа", прекрасное, привлекающее людей место, и место, где проводился "Гоголь-фест" и фестиваль "Canactions" на Теличке. Была попытка переосмысления здания на Фрунзе, 35 — там очень интересное здание пивзавода, но пока это все ничем не закончилось.

Я считаю, что в ближайшие несколько лет придется создавать некие неформальные стратегии и концепции, проводить воркшопы, проектные семинары, изучать мировой опыт, и потом уже двигаться в каком-то направлении. Пока что ясной стратегии относительно промзон у Киева нет.

Сейчас большинство горожан живут по принципу "работа-дом, работа-дом", и нет таких мест, которые притягивают, куда хочется прийти. Что следовало бы развивать, чтобы в Киеве появилось больше таких мест?

Очень хотелось бы, чтобы горожане больше времени гуляли, потому что, на самом деле, это давняя киевская традиция — гулять. Когда-то преподаватель Академии искусств Юрий Асеев (это один из гуру теоретиков архитектуры), когда у него спросили: "Чем уникален город Киев?", подумал и сказал: "Киевляне любят гулять". К сожалению, эта традиция уходит, и мы очень хотим ее развить, в частности, программой "Киевские парки" и вообще развитием публичных пространств. Я понимаю, что это будет делаться долго, при этом все хотят быстрых побед, но даже наличие конкурса на Контрактовую площадь и его результатов, а также большая надежда на их реализацию говорит о том, что мы движемся в правильном направлении. Также что-то нужно делать с островами, это очень важный вопрос.

Далее хотелось бы, чтоб в городе действительно появилось больше мест для неформального общения, и в частности бизнесов нового типа. Например, столярная мастерская "Приди и сделай табуретку сам". Я уверена, что очень много молодежи будет пользоваться такими услугами, не покупая где-то мебель, а знакомясь и работая над чем-то вместе. Нужны какие-то необычные детские центры… И часть промышленных территорий вот под такие проекты можно было бы отдавать.