НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,53

41,47

EUR

46,45

46,30

Как законопроект "регионалов" поможет власти победить на выборах в 2015 году

Предложенные регионалами изменения усиливают контроль за финансированием избирательной кампании, уменьшают количество представителей кандидатов в избиркомах, вводят штрафы СМИ и еще больше запутывают ситуацию с непризнанием выборов
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов и народный депутат Владимир Олийнык зарегистрировали законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов относительно усовершенствования законодательства в вопросах выборов народных депутатов.

Важный элемент законопроекта — усиление контроля за финансированием избирательной кампании. Политические партии, их кандидаты-мажоритарщики и самовыдвиженцы обязаны подавать не только итоговые отчеты финансирования избирательной кампании, но и промежуточные (во время самой кампании). Нарушение в финансовых документах может послужить причиной снятия кандидата с гонки.

Нарушения могут касаться даже самых элементарных вещей — оплаты работы агитаторов и размещения рекламы в СМИ ("джинсы"). В отчете будут искать отображения каждой агитационной активности. Особо пристально будут смотреть за оппозиционными кандидатами. Те, кто немного понимают в бухгалтерской и финансовой отчетности, знают, что выдвинуть претензию можно к каждой запятой.

Практика избирательной кампании показывает, что юридическая сторона и финансовое обеспечение кампании зачастую самые слабые стороны кандидатов. Много вещей оплачивается "по договоренности" наличными. Ранее это тоже было незаконно. Но проверить все можно было уже только после оглашения результатов. Теперь следить будут еще до финального свистка.

Подарки избирателям

Что интересно, контроль за финансированием остается прежним (нельзя принимать деньги от иностранцев и запрет на анонимные пожертвования). При этом позволяется кандидатам использовать "собственные средства" в неограниченном количестве. Европейская практика показывает другой пример: в ряде стран кандидат не имеет права потратить больше указанной в законе суммы. Это, отчасти, гарантирует равенство возможностей всех кандидатов от олигарха до чистильщика обуви.

В законе разработана лазейка для подкупа избирателей. Теперь "подарок" с нанесением на него фотографии кандидата, флага или названия партии не является подкупом, если его цена не превышает 3% от минимальной зарплаты (34,40 гривень при минимальной зарплате в 1147 гривень). Проявляя необычайную находчивость, за 34 гривни можно купить у оптовых продавцов вполне сносный продуктовый пакет или набор лекарств. Именно такие "подарки" были популярны на выборах 2012 года.

Избирательная геометрия

Центральная избирательная комиссия вновь займется демаркацией избирательных округов. Руководствуясь внесенными уточнениями в закон, ЦВК приступит к формированию новых округов. Предлог — устранение нарушений в формировании округов в 2012 году, когда некоторые округа были разделены настолько хаотично, что зачастую одна его часть от другой находилась на расстоянии нескольких километров. Теперь джерримендеринг (технология нарезки округов) заработает вновь. Разумеется, с нужным количеством избирателей голосующих за ту или иную политическую силу.

Необходимо отметить, что ЦВК определяет среднее количество избирателей на округе (это обычно около 150-170 тысяч человек). В законе закрепляется норма о возможном варьировании количества избирателей от нормы в размере до 12%. При низкой явке избирателей 12% может сыграть решающую роль в избирательной гонке на округе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования избирательных комиссий. Большинство комиссий теперь будут "средними", а именно с количеством избирателей не более 1200 человек (в действующем законе — 1500). Изменение численности избирателей на одну комиссию ведет к уменьшению членов комиссии (согласно проекту, в среднем до 16 человек; было — до 20 человек). Уменьшение количества членов комиссии напрямую скажется на представительстве всех участников выборов (в первую очередь партий) в комиссиях. Кому-то место в комиссии не достанется.

Что касается заграничных участков, то и здесь произойдут изменения. По действующему закону, избирательный участок формировался при наличии не менее чем 500 избирателей. Новый закон предлагает повысить эту цифру до 2000 человек. Отчасти пострадают небольшие страны, где украинцев крайне мало. Они потеряют право голоса, что является прямым нарушением Конституции. ЦИК планирует таким образом сэкономить деньги. Как всегда, за счет собственных граждан.

Вопрос политических беженцев также предлагается урегулировать. Если политик баллотируется в Украине и при этом убыл из страны для получения политического убежища, ЦИК обязан отказать ему в регистрации. Как будет определяться то, уехал ли политик получать убежище или просто поехал в отпуск за рубеж, неизвестно. Для соответствующего решения ЦИК будет достаточно неправдивой публикации в СМИ.

Борьба с "джинсой"

Проект закона предлагает уровнять информационные агентства со всеми остальными СМИ. Ранее информагентства часто передергивали — когда было выгодно им, они были агентствами, когда не выгодно — выступали как "средства массовой информации". Особенно активно это проявлялось в подаче рейтингов и представлении соцопросов.

Проект также предлагает ужесточить контроль за СМИ во время выборов. СМИ должны будут подавать информацию о выборах максимально беспристрастно, представляя две и более точек зрения, отдавая предпочтения первоисточникам. Если нарушение будет замечено — штраф. Ефремов и Олийнык таким образом планируют бороться с предвзятостью СМИ и "джинсой". Возникает лишь вопрос, будут ли лояльные к Партии регионов СМИ придерживаться этой методики, или это будет правило только для избранных СМИ? К слову, у Партии регионов и лояльным к ним СМИ будет одна большая лазейка — в Украине очень много "оппозиции". Вторую точку зрения, к примеру, можно взять или у Юлии Тимошенко или у другого оппозиционера — Олега Ляшко. Две большие разницы.

Социологическая тишина

Проект предлагает изменить срок запрета оглашения результатов социологических опросов с 10 дней до двух дней. Таким образом основные телеканалы переставали предоставлять рейтинги политических сил и кандидатов за достаточно продолжительное время до дня голосования. Теперь же вечернее пятничное политическое ток-шоу на одном из телеканалов будет давать "правильные" итоги избирательной кампании. Отчасти это достаточно сильная политическая технология. Многие избиратели хотят голосовать за победителя. Они или идут и поддерживают фаворита гонки, или полностью отказываются от участия в выборах.

Следующий шаг — это разрешить агитировать в день голосования.

Избирательные комиссии получат новую процедуру подсчета голосов и новые механизмы для фальсификации. Голосование дома не только не отменено, но и предложен зазор в 5% бюллетеней. Отправляясь за голосами по квартирам, комиссия берет на 5% бюллетеней больше, чем заявлено людей в голосовании. Зачастую это не одна сотня дополнительных голосов в пользу "правильного" кандидата. В 2012 году на выборах мы могли наблюдать, когда разрыв между кандидатами составлял не более сотни голосов.

Кто будет признавать результаты голосования недействительными

У суда планируется забрать право признавать результаты недействительными на отдельно взятом избирательном участке. Суд будет уполномочен только подтвердить нарушения и наделен правом обязать их устранить. Решение о "недействительности голосования" будет принимать или та же комиссия, которая допустила нарушения, или вышестоящая. Но никак не суд.

Признать результаты недействительными можно будет лишь в том случае, если число фальсифицированных бюллетеней (вброшенных) составит более 10% от всех проголосовавших. Если 9% — это не фальсификация.

Следует отдать должное авторам законопроекта: внесена норма об участии иностранных представителей и общественных организаций в работе комиссий, их присутствие как на заседании ЦИК, так и на заседании комиссий других уровней. Это усилит контроль общественности за процессом голосования.

Анализируя закон, мы можем увидеть основные лазейки Партии регионов, которыми будут пользоваться на довыборах в 2015 году. А также на возможных внеочередных выборах в Верховную Раду. Внесение изменений в закон для победы на пяти "проблемных" округах не резонно. Намного важнее этот закон в контексте планирования создания нового политического кризиса с последующим роспуском парламента и назначением перевыборов. По итогам которых должно сформироваться конституционное большинство (300 голосов) правящей партии в парламенте.

Нет сомнений, что данный проект, внося правки в ряд законов и кодексов, внесет изменения в избирательную гонку в 2015 году на выборах в местные органы власти и выборах Президента. Инструменты контроля за избирательным фондом, принцип работы комиссий основательно вносятся в избирательное право Украины.