Коноплянка против "Шахтера": почему украинцы поддерживают "Севилью"

Сегодня состоится исторический полуфинал Лиги Европы. Во Львове "Шахтер" будет принимать "Севилью", в составе которой играет украинский легионер Евгений Коноплянка. Уже сейчас понятно, что часть армии футбольных болельщиков будут поддерживать соперников украинского клуба. Возможно, причины этого имеют не футбольные корни

Матч 1/2 финала Лиги Европы еще не начался, но в соцсетях уже набирают силу обсуждения и голосования на тему "Коноплянка или Шахтер". На волне патриотизма многие участники подобных споров выбирают игрока испанской "Севильи". Странный выбор с учетом того, что в случае победы соперников донецко-львовского "Шахтера" будет звучать гимн Испании, да и рейтинговые очки пойдут в зачет не Украине.

Это можно было бы объяснить обострением активности фанатов киевского "Динамо" или днепропетровского "Днепра", чьи любимчики уже вылетели из еврокубков. Но вероятнее всего, причина гораздо глубже и серьезнее. "Шахтер", как и все донецкое, не смог за последние 1,5 года вызвать сострадание и уважение у радикально настроенных украинцев.

И это удивительно на фоне того, чего смогли добиться жители Крыма, во многом благодаря четкой позиции и дружным действиям крымских татар. Да и PR у них, прямо скажем, оказался получше.

А ведь казалось, что позиции Донбасса гораздо прочнее. Два года назад местные власти, в отличие от Крыма, не поддержали "русскую весну", а регион не вошел в состав России. Именно здесь началось вооруженное сопротивление — вспомним неудачную попытку захвата части внутренних войск в Мариуполе. Да и полномасштабные боевые действия не докатились до административных границ Донецкой и Луганской областей — агрессор увяз на Донбассе. Соседние Харьков, Запорожье или Днепропетровск как никто должны понимать, что им повезло.

Многим офисным работникам пришлось переехать из Донецка или Луганска в другие регионы Украины. Да, их периодически корят за неправильную парковку или другие бытовые действия. Но они тратят деньги в украинских магазинах, платят налоги в местные и центральный бюджеты, наравне с другими участвуют в развитии местных общин и поддержке армии, нацгвардии и мирного населения в прифронтовых районах.

Даже открытие киоска с крымскими чебуреками мгновенно разлетается в креативной тусовке Киева. А переезд целого ресторана становится событием месяца! Но слышали ли вы что-то о более крупном бизнесе, решившем покинуть Крым и переехать в Украину? С Донбасса выехало несколько обувных фабрик, крупные предприятия (например, кондитерские фабрики) перевели цеха на свои активы в других регионах страны. Переселенцы открывают магазины, кафе, детские развивалки и т.д. Но им тяжело выделиться среди других жителей Украины — они такие же как и все: не имеют кардинальных отличий во внешности, культуре или традиционной кухне. Даже котлета по-донбасски — вариация котлеты по-киевски.

Сложнее всего крупному бизнесу, активы которого невозможно переместить. Металлургические заводы, шахты, электростанции и некоторые другие предприятия, которые остались работать на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, перерегистрировались в городах, контролируемых правительством Украины. Платят налоги, перечисляют зарплату сотрудникам на счета в украинских банках, экспортируют металл и другую продукцию, заводя валюту в Украину. А что в Крыму? Работа по российскому законодательству или ликвидация бизнеса.

В спорте тоже немало примеров, которые наглядно противопоставляют Крым и Донбасс. Боксер Александр Усик, сохранив украинское гражданство, чуть ли не автоматически стал легендой. Но мало кто вспоминает других крымских спортсменов, которые оперативно оформили паспорт Российской Федерации и перешли под знамена российской сборной и теперь рискуют не попасть на Олимпиаду в Рио. А командные виды спорта? Где первый чемпион Украины по футболу "Таврия" (Симферополь) или ФК "Севастополь"? Их владельцы предпочли похоронить большой футбол на юге Украины. Лишь вскользь упоминалось о возможном переезде в Херсон или Николаев, которые прозябают в низших лигах.

Подобным образом исчезли донецкий "Металлург" и алчевская "Сталь". Зато донецкие "Шахтер" и "Олимпик", а также луганская "Заря" радуют своих болельщиков, выступая в Киеве, Львове, Запорожье. Причем не только в чемпионате Украины, но и в еврокубках. Быть все время на выезде сложно, как самим игрокам и прочему персоналу, так и владельцам клубов.

Но им не привыкать к критике от своих. Несмотря на любовь миллионов жителей Донбасса к команде, 4-5 лет назад в среде болельщиков возникли споры по поводу решений менеджеров "Шахтера". Одним из финальных аккордов строительства "Донбасс Арены" стало появление огромных светящихся вывесок с новой эмблемой, на которой красуется надпись "Шахтар". Аналогичное название выложено креслами внутри стадиона, но латиницей — "Shakhtar". "Я всю жизнь болел за "ШахтЕр"! Ноги моей не будет на этом стадионе, пока там есть эти надписи", — возмущался в частной беседе после открытия арены донецкий болельщик с многолетним стажем. Его слова сбылись. В 2014 году он выехал из Донецка, а сверхсовременный стадион с тех пор служит складом гуманитарной помощи.

Переселенцам Донбасса не хватает эффективного PR, направленного не внутрь их общины, а на внешнюю аудиторию — коренных жителей других регионов Украины. Это сложно сделать из-за того, что на оккупированной территории у многих остались родственники и друзья, которые могут оказаться в заложниках не только у ситуации. Но исправлять ситуацию нужно — возможно, через спорт, культуру, общественные движения. И в данном случае делать акцент не на различиях, а на том, что у нас слишком много общего, чтобы дистанцироваться друг от друга.

Последние два года должны были показать всем жителям Украины, что нетерпимость — это тупик в создании единой нации и развитии страны. Но нет, мы все еще думаем, кого поддерживать в матче еврокубков на украинском стадионе: одного украинца "Севильи" или 16 украинцев "Шахтера", заявленных на сезон 2015-2016 гг.