- Категория
- Банки
- Дата публикации
Константин Раевский: С момента введения временной администрации собственники в банке не появлялись
До назначения в Укрпромбанк вы возглавляли департамент НБУ, в функции которого входила ликвидация банков. Еще раньше вы были ликвидатором банка «Украина». Возможно, и в Укрпромбанк вы пришли с аналогичным заданием?
Ответственно заявляю: я пришел банк не ликвидировать, а выводить его в нормальный режим деятельности. Да, я был ликвидатором банка «Украина» и на 100% рассчитался с вкладчиками. После трех лет работы по ликвидации «Украины» в 2005 году меня отозвали в Нацбанк, где я проработал на должности директора департамента НБУ по реорганизации и прекращению деятельности банков, а с 18 мая работаю в Укрпромбанке.
Почему возникла необходимость в смене временного администратора банка? Александр Майданюк не справлялся со своими обязанностями?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЭто здесь ни при чем. Работа временного администратора или ликвидатора сопряжена с большими нервными нагрузками, что отразилось на здоровье бывшего временного администратора Александра Майданюка. Он написал заявление по состоянию здоровья, и меня направили на укрепление работы в Укрпромбанке. Правда, в связи с подготовкой к рекапитализации очень многое нужно успеть сделать в сжатые сроки, поэтому я попросил Майданюка остаться, снизив ему на-грузки. Александр Георгиевич (Майданюк. — «ДЕЛО») сейчас возглавляет группу советников временного администратора.
Как вы распределили обязанности?
Я занимаюсь общим руководством банка, связями со всеми вышестоящими органами, в том числе и правоохранительными. Александр Майданюк больше сконцентрировался на возврате проблемных кредитов и юридической деятельности — это наиболее сложный и ответственный участок, с которым он хорошо справляется.
По нашей информации, в постановлении о назначении нового временного администратора в Укрпромбанк изначально в графе «Фамилия, имя, отчество» стоял пропуск. Новым руководителем банка планировали назначить человека группы «Приват», однако Владимир Стельмах вписал туда вашу фамилию…
Я не могу комментировать эти сведения. Я был назначен постановлением НБУ, которое подписал Стельмах.
Судебные разбирательства с «Приватом»
Суды продолжаются, мы со своей стороны противодействуем «Привату», выдвигаем свои аргументы. Процесс идет на равных, нельзя сказать, что кто-то из нас одержал победу. Мы привлекли в дело Генеральную прокуратуру, которая выступает на нашей стороне. Главная задача Генпрокуратуры — соблюдение законности, и в данный момент выведение из-под залога заправок — это неправомерное действие, с которым надо бороться.
Более 40% активов банка — кредиты под залог заправок ANP. От них очень зависят вкладчики, с которыми сейчас не может рассчитаться банк.
Поэтому мы будем прилагать все усилия, чтобы сохранить эти активы и не дать их вывеси, тем более что часть этих заправок находится в залоге у Нацбанка под кредиты рефинансирования.
Это как-то усложняет задачу выведения заправок из-под залога?
Конечно! Получается, что в случае отчуждения заправок наносится ущерб государственным интересам. Потому судиться за эти заправки против Укрпромбанка — это практически судиться против государства. Более того, после рекапитализации банк перейдет в собственность государства и эти активы уже будут государственными.
На данный момент эти кредиты не обслуживаются. Проверял ли банк платежеспособность заемщиков и будет ли подавать на них в суд за невыполнение условий кредитного договора?
Эта работа ведется поэтапно. Необходимо пройти целый ряд юридических итераций, прежде чем сделать какое-то действие. Немного тормозит процесс сложное финансовое состояние банка, ведь каждый поданный иск — это очень большие деньги. Надо все тщательно просчитать, взвесить, чтобы средства, которые будут израсходованы на это, себя окупили.
Собственники Укрпромбанка от него отказались
Суд признал действия НБУ правомерными. Оснований для введения временной администрации в банк было предостаточно. Дело закрыли.
Вы уже встречались с собственниками банка?
Еще до моего назначения в Укрпромбанк, во время работы в НБУ, мы официально приглашали их к себе. Однако они на переговоры не явились — приехали от их имени два юриста. Мы выступили с предложением возобновить деятельность банка за счет средств акционеров. Они выслушали нас и пообещали, что дадут официальный ответ после переговоров с собственниками. После этого мы не видели ни собственников, ни юристов, ни официального ответа.
Александр Майданюк, будучи временным администратором, вел с акционерами переписку, которая также ни к чему не привела. Они пока не проявляют желания участвовать в возобновлении деятельности банка.
По сути, собственники отказались от банка и готовы передать государству 99% акций?
Ни официального согласия, ни отказа они не дали. Мы это понимаем как нежелание акционеров участвовать в оздоровлении банка. Возможно, у них нет на это средств.
Согласно законодательству, у банков есть ограничения на предоставление кредитов инсайдерам, то есть «дружественным» структурам. Вместе с тем более 40% активов Укрпромбанка — это кредиты именно таким компаниям, получается, банк более чем в 10 раз превысил отдельные экономические нормативы, установленные Нацбанком. Как такое могло произойти и куда смотрел надзор НБУ?
За достоверность отчетности, которая попадает в надзор НБУ, отвечают сами банки. Например, в банках, где сейчас введена временная администрация или которые ликвидируются, эти формы отчетности часто фальсифицировались. Когда банки начинают «баловаться» такими кредитами и это превышает норматив, они их выдают не напрямую, а через цепочку компаний, и в отчетности классифицируют их не как инсайдерские. Проверить это можно только при выездном инспектировании, которое проводится не чаще одного раза в год.
То, что инсайдерские кредиты превышают норматив, в Укрпромбанке было выявлено уже после инспектирования, которое начало проводиться накануне перевода банка в режим временной администрации.
Понесут ли наказание должностные лица Укрпромбанка, ответственные за выдачу этих кредитов?
Для того чтобы фальсифицировать документы, в банках создавались коллегиальные органы, которые возглавляли собственники или их ставленники.
На сегодняшний день я не помню случаев, когда в суде кто-то был объявлен расхитителем собственности после подтасовки документов банков.
Поэтому каждый такой случай в Укрпромбанке должен быть установлен, вина доказана, а человек, готовивший отчет в НБУ, должен быть найден.
Вы хотите сказать, что эти люди покинули Украину?
И такое есть.
Государство намерено влить 5,5 миллиарда
Сейчас мы ведем работу по переводу банка в акционерное общество. Нормативно-правовые акты, изданные НБУ и Кабмином, предусматривают упрощенный и ускоренный процесс преобразования, который согласован с Госкомиссией по ценным бумагам. Так что препятствовать или затягивать процесс рекапитализации это не будет.
На прошлой неделе мы получили от Кабмина алгоритм действий для рекапитализации, в котором по дням расписывается, что необходимо сделать банку.
И что нужно сделать?
Главное — реструктуризировать внешнюю задолженность. На сегодняшний день общая сумма внешней задолженности Укпромбанка составляет 120 миллионов долларов, это — не много по сравнению с другими банками, отобранными на рекапитализацию. Выплаты в этом году должны начаться с осени, и до конца года банк обязан погасить долгов на 40 миллионов долларов.
Мы проводим переговоры с кредиторами, предлагаем им различные способы реструктуризации, и они, надо сказать, вполне лояльно к этому относятся.
У нас есть синдицированный кредит, в нем 8 участников. Этот кредит привлечен в мае прошлого года сроком на год. По нему вопрос находится в стадии решения.
Так какую сумму государство готово влить в Укрпромбанк и когда это произойдет?
Государство намерено вливать 5,5 миллиарда гривен. Рекапитализирован банк будет через два, максимум через три месяца.
В банк инвестируют 5,5 миллиарда гривен. На что пойдут средства правительства?
Рекапитализация проводится с двойной целью — рассчитаться с вкладчиками-физлицами и восстановить нормальную работу банка. Первым делом мы рассчитаемся по картотеке — это 1,3 миллиарда гривен депозитов населения. Остальные вкладчики, думаю, все сразу не снимут. Я рассчитываю на их ум и дальновидность. Ведь после рекапитализации гарантировать вклады будет не Фонд гарантирования, а само государство.
Какой смысл вкладчику забирать деньги из банка, если он получает государственные гарантии и коммерческие ставки по депозитам?
А сколько всего вкладчиков сейчас в банке?
Около миллиона вкладчиков — физических лиц, вместе с семьями это 1,5 миллиона человек, которые хранят в банке около 7 миллиардов гривен.
У банка пока самые высокие лимиты по выплате пенсий, зарплат и процентов по депозитам. Собираетесь ли вы менять политику по выплатам?
Главное для нас — стабильность, ведь лучше выплачивать всем по тысяче каждый день, чем раздать вклады в сумме до 20 тысяч гривен, а потом значительно сократить лимиты выплат. Если и будем пересматривать, то в сторону увеличения. Хотя этот момент во многом будет зависеть от того, как быстро государство войдет в капитал.
За время работы временной администрации Укрпромбанк уже вернул физлицам депозитов на сумму 332 миллиона гривен, еще 354 миллиона гривен — процентов по ним и 319 миллионов гривен — по текущим счетам.
Мораторий на удовлетворение прав кредиторов действует до 21 июля этого года, не придется ли его продлевать?
Я не думаю, что мораторий будут продлевать. Мы стараемся подготовиться к его окончанию и надеемся до этого времени получить помощь правительства и быть готовыми закрывать картотеку неплатежей.
Сколько вам понадобится времени для восстановления работы банка после рекапитализации?
После вхождения государства в полной сумме капитализации на возобновление нормальных показателей деятельности банка нужно от недели до месяца. После этого временная администрация отменяется и возобновляется деятельность банка в общем режиме.
Константин Раевский
Родился 20 октября 1955 года в Киеве.
1980 год — окончил финансово-экономический факультет Киевского института народного хозяйства.
1980-1984 годы — работал в Украинской республиканской конторе Госбанка СССР.
1984-1992 годы — аспирантура, научно-преподавательская работа.
С 1992 года работал в Национальном банке Украины. Занимал должности начальника управления экономических исследований, начальника управления анализа деятельности банков, замдиректора Генерального департамента банковского надзора, директора Департамента реорганизации и прекращения деятельности банков.
С 2002 по 2005 год был ликвидатором банка «Украина».
Май 2009 года — назначен временным администратором Укрпромбанка.
21-е место по размеру активов занимал Укрпромбанк среди украинских банков на начало апреля 2009 года. Данные НБУ.
Банк с миллионом вкладчиков
Укрпромбанк зарегистрирован в 1989 году. По данным НБУ, на начало апреля активы банка составляли 9,8 млрд. грн., собственный капитал — -2,5 млрд. грн., средства юридических лиц — 0,9 млрд. грн., средства физических лиц — 7,3 млрд. грн. Чистый убыток банка за І квартал 2009 года составил 4,4 млрд. грн.
Региональная сеть Укрпромбанка состоит из 26 филиалов и 272 отделений, количество банкоматов — 254, количество банковских терминалов — 515, количество торговых терминалов — 394. У банка на-
считывается около 1 млн. вкладчиков-физических лиц.
Более 4 месяцев прошло с момента введения в Укрпромбанк временной администрации (21 января 2009 года)
В каких случаях НБУ имеет право вводить временную администрацию:
При систематических нарушениях банком требований НБУ.
При уменьшении размера регулятивного капитала банка на 30% в течение последних 6 месяцев и одновременном нарушении хотя бы одного экономического норматива.
При аресте или вступлении в законную силу обвинительного приговора относительно преступных действий руководителей банка.
Если банк в течение 15 рабочих дней не выполняет 10 и более процентов своих просроченных обязательств.
При наличии публичного конфликта в руководстве банка.
При наличии ходатайства банка о назначении временной администрации.
При необоснованном отказе банка в предоставлении документов или информации уполномоченным представителям НБУ.