Назло кондуктору: что получит Россия, отказавшись от реструктуризации

Проигнорировав последнее приглашение украинского правительства поучаствовать в реструктуризации долга Украины по облигациям, Фонд национального благосостояния РФ лишь добавил проблем самой России

На очередном собрании кредиторов в Лондоне сегодня отсутствовал только российский Фонд национального благосостояния — собственник долговых ценных бумаг на $3 млрд, более известных как финансовая помощь Януковичу за отказ Украины от подписания договора об ассоциации с ЕС. Это был последний шанс для принятия условий обмена, которые одобрили остальные кредиторы.

На что рассчитывала Россия, не явившись? Точно не на получение денег. Разве что в РФ хотят создать лишний информповод, мол, Украина себя ведет "не по-братски".

Как мы знаем из заявления министра финансов РФ Антона Силуанова, российский Минфин уже "забюджетировал" получение трех миллиардов долларов от Украины в своих планах поступлений. И если бы его желание получить эти средства в следующем году было искренним, то единственным путем его осуществить был бы обмен на новые облигации и деривативы, которые потом можно относительно легко продать на рынке. Таким образом, они бы получили до 90% "забюджетированных" средств. Ни одна из альтернатив не обещает ни такой полноты, ни такой скорости возврата долга:

  • Продать на рынке существующие "облигации Януковича" не получится — у этих бумаг есть свои особые признаки. Очевидно, их рыночная цена будет существенно ниже $3 млрд. Те же бумаги, которые получит Темплтон и другие участники долговой операции, продать будет намного проще.
  • Вариант требовать возврата долгов в международных судах, очевидно, не обещает легкой и тем более скорой победы. Во-первых, украинское правительство уже на весь мир заявило о данных им обязательствах не предлагать сколько-нибудь лучшие условия реструктуризации тем, кто не поддержал долговую операцию. Более того, ввиду возможных встречных геополитических исков со стороны Украины попытка возврата $3 млрд долга в казну российского государственного фонда выглядит не очень перспективной.
  • Апеллирование к Международному валютному фонду, с требованием признать этот долг подлежащим немедленной уплате согласно политике МВФ, тоже может ни к чему не привести, о чем недавно Антон Силуанов лично уведомил Путина.
  • Апеллирование к международному инвестиционному сообществу, поддержавшему Украину в ее долговой операции, тоже не приведет к желаемому результату. Украинское правительство и его консультанты сделали все возможное, чтобы неуплата по российскому долгу никак не повлияла на кредитный рейтинг Украины — и недавнее заявление авторитетного рейтингового агентства Standard & Poor"s является этому подтверждением.

Сделав "шаг навстречу" решению украинской долговой проблемы, Россия могла бы не на словах подтвердить свое "искреннее" желание помочь "братской стране" в сложный час. В голове российского обывателя добровольное списание долга стало бы очередным аргументом в пользу того, что Украине без России не выжить. Соответственно, имиджевые бонусы получает украинское правительство.

Сама идея того, что Украина может признать "долг Януковича", да еще и перед страной-агрессором, не находит поддержи ни в украинском обществе, ни среди большинства политиков. А в случае одобрения плана реструктуризации российской стороной Украина была бы вынуждена поставить этот кредит на один уровень с долгом перед остальными международными кредиторами. То есть, ценные бумаги, выпущенные в обмен на $3 млрд от Путина, обменяли бы на новые, ничем не отличающиеся от тех, что получат международные фонды. Фактическое узаконивание российского долга вызвало бы вполне обоснованную бурю недовольства среди радикальной и популистской оппозиции. Теперь Украина получила право не платить вообще — вероятность того, что придется вернуть долг в ближайший год-два, существует, но она очень низкая.

В общем, Фонд национального благосостояния, прислушавшись к политическим аргументам своего президента и правительства и не явившись в Лондон, сделал настоящий подарок украинскому правительству.