НБУ курс:

USD

41,28

+0,03

EUR

45,71

+0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

Перезагрузка: как бизнесу облегчить долговую ношу

Парламент принял законопроект, который позволит бизнесу в течение 3 лет провести реструктуризацию проблемных кредитов и облегчить долговую нагрузку. Как будет работать нормативный акт, читайте ниже

14 июня Верховная Рада приняла в целом законопроект №3555 "О финансовой реструктуризации", позволяющий юрлицам реструктуризировать проблемную задолженность перед банками. Как будет работать новый закон, поясняет Проектный менеджер реформы финансового сектора Проектного офиса Национального совета реформ Виктория Страхова.

Доля просроченных кредитов, предоставленных бизнесу, по данным Национального банка, на конец апреля 2016 года составляла 21,7% (174 658 млн грн из 802 015 млн грн). Если же использовать более консервативную методологию (когда учитывается не только фактически просроченные суммы, а сумма всего кредита, даже по тем частям, где срок уплаты еще не настал), цифра может превысить 50%.

Для частичного разрешения накопившейся проблемы согласно рекомендациям МВФ, ЕБРР и Мирового банка был разработан законопроект № 3555 "О финансовой реструктуризации".

Этот законопроект создавался с учетом мировых практик, описанных в руководстве Банка Англии по финансовой реструктуризации задолженности одного должника перед несколькими кредиторами. Эти практики показали эффективность в целом ряде стран. На такие же шаги в свое время пошли Турция, Южная Корея, Таиланд, Сербия и некоторые другие страны.

Отдельный закон призван создать единое правовое поле для всех участников реструктуризации. Должник законодательно обязан и несет юридическую ответственность за предоставление информации о связанных лицах во избежание случаев вывода активов.

Кроме того, документ дает возможность создать органы с участием как представителей государства, так и непосредственно бизнеса — для контроля за ходом процедуры реструктуризации, решения спорных вопросов и получения налоговых льгот.

Как это будет

- На подготовительной стадии — на протяжении месяца со дня опубликования закона будет сформирован Наблюдательный совет из представителей НБУ, Минфина, Минэкономики и Минюста, а также 5 представителей от финансовых и бизнес-ассоциаций. Кандидатуры пройдут обсуждение на открытом заседании профильного комитета Верховной Рады.

Наблюдательный совет создаст Секретариат, который будет выполнять информационно-аналитическое и административное обеспечение. Также Набсовет сформирует список арбитров и утвердит арбитражный регламент.

— Перед юридическим стартом финансовой реструктуризации должник ведет переговоры с кредиторами о возможности их участия в финансовой реструктуризации.

— Финансовая реструктуризация начинается с подачи в Секретариат заявления должника вместе с согласием привлеченных кредиторов на участие в реструктуризации и подтверждении отсутствия начатых против должника дел о банкротстве. Особенность Закона в том, что финансовая реструктуризация может касаться и долговых обязательств, регулируемых иностранным правом.

Закон называется "О финансовой реструктуризации" потому, что направлен в первую очередь на урегулирование задолженности перед финансовыми учреждениями. Но в число привлеченных кредиторов могу включаться и нефинансовые компании (поставщики и другие партнеры) и даже органы ГФС (при определенных условиях). Подчеркиваем добровольность данного закона — кредитор имеет статус привлеченного и участвует в финансовой реструктуризации должника только в том случае, если кредитор подписал согласие на реструктуризацию.

Дабы налоговая не блокировала финансовые реструктуризации, для нее предусмотрен специфический порядок: если сумма налогового долга меньше 1/3 сумма требований всех привлеченных кредиторов, налоговая принимает участие в финансовой реструктуризации без подписания отдельного согласия, если больше — то в случае подписания согласия.

— Секретариат проверяет поданные документы и в случае его комплектности не позднее дня следующего за подачей пакета документов принимает решение о начале процедуры, а также информирует привлеченных кредиторов о назначении сборов. Должник обязан предоставить привлеченным кредиторам пакет документов, предусмотренный законом, характеризующий его финансовое состояние.

- С момента принятия решения о начале процедуры финансовой реструктуризации вводится мораторий на удовлетворение требований привлеченных кредиторов (именно привлеченных). Мораторий вводится на 90 дней, может по решению привлеченных кредиторов быть продлен еще максимально на 90 дней или прекращен досрочно.

Вместе с тем если в отношении должника было подано заявление о банкротстве любым кредитором, но суд еще не вынес определение о начале производства по делу, суд останавливает рассмотрения заявления о банкротстве. Подача заявлений о банкротстве другими кредиторами возможна — но они будут оставлены без рассмотрения до завершения срока или досрочного прекращения процедуры финансовой реструктуризации. Кредиторы, которые не стали привлеченными, например отказавшиеся от подписания согласия на реструктуризацию, могут выполнять любые иные действия по взысканию задолженности должника.

— После начала процедуры производится анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности должника независимым экспертом.

На протяжении 90 дней (по решению привлеченных кредиторов срок может быть продлен еще на 90) должник и привлеченные кредиторы либо приходят к согласию и заключению плана реструктуризации, либо процедура финансовой реструктуризации прекращается.

В случае если в процедуре финансовой реструктуризации возникает спор, привлеченный кредитор имеет право обратиться для его решения в арбитраж. Рассмотрение спора осуществляется в соответствии с арбитражным регламентом.

Позитивный исход

В случае если должник и привлеченные кредиторы пришли к согласию, они подписывают план реструктуризации, который может предусматривать:

• пересмотр сроков погашения обязательств

• пересмотр размера процентных ставок или других условий кредитного договора, иных договоров

• предоставление нового финансирования должнику

• прощение части долга

• привлечение новых инвестиций в капитал должника

• реорганизация деятельности должника

• смена руководителя и/или членов органов управления и контроля должника

• другие меры

Вишенки на торте

Стимул для кредиторов и должников для финансовой реструктуризации — возможность получения налоговых льгот. До 1 января 2020 года операции по поставке должником товаров для погашения задолженности перед кредиторами согласно плану реструктуризации будут освобождены от НДС. Ранее сформированный для приобретения таких товаров налоговый кредит не корректируется; не облагаются налогом на прибыль суммы прощенного кредитором долга или списанного налогового долга.

Результат

Заранее невозможно определить, сколько предприятий воспользуются данным Законом и какой объем будет задолженности будет реструктуризирован. Но надеюсь, он хотя бы отдаленно приблизится к цифрам которые были бы сопоставимы с результатами реализации Стамбульского подхода в Турции: в 2002-2005 годах 322 компании там провели реструктуризацию на общую сумму $6 млрд, приходящихся на 322 компании. Это было 94% от суммы всех неработающих кредитов. В конечном же итоге мы надеемся на получение позитивных результатов для всей экономики — очищение балансов банков от проблемных кредитов, расформирование резервов и освобождении ресурса для кредитования реального сектора.