НБУ курс:

USD

41,22

+0,05

EUR

46,15

+0,20

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

Плюсы и минусы правительственного проекта Закона о госслужбе

Верховная Рада с 20-й попытки поддержала в первом чтении проект Закона Украины "О государственной службе" № 2490. Внимательно изучив его, приходишь к выводу, что данный законопроект не относит ряд чиновников к категории госслужащих, а также позволяет подрабатывать "на стороне"
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Проект Закона учитывает прогрессивные отечественные наработки и успешный опыт реформ в европейских странах.

В данном законопроекте прописаны большинство концептуальных основ профессиональной госслужбы, которые согласуются с европейскими принципами государственного управления. Например, разграничение политических (должности Министра Кабинета Министров Украины и его первого заместителя) и административных (должность государственного секретаря министерства) должностей. Такая модель позволяет парламенту через правительство реализовывать политические программы, при этом госаппарат защищен от кадровых изменений при смене правительства или министра.

В то же время в документе есть ряд норм, которые сводят на нет попытки совершенствования института госслужбы в Украине. Это прежде всего касается нераспространения норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (хотя они имеют должностей имеют доступ к государственной тайне), а также установление права государственным служащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя.

Кроме того, не отнесение к госслужбе советников, помощников, работников патронатных служб позволяет совмещать работу в государственном органе власти с другим видом деятельности, характер которого может привести к возникновению конфликта интересов в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции", однако будет вне ответственности этого работника и позволит решать личные проблемы, используя прямой доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации.

Также следует отметить, что для всех публичных служащих, к которым должны быть отнесены эти специалисты, во время пребывания на должностях имеют обязанность регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах, что позволит предотвратить незаконное обогащению этих лиц.

В результате должностное лицо, работая в органах власти, однако не будучи госслужащим (соответственно не имея ответственности и обязанностей по закону), имеет доступ к госзаказу, лицензированию, квотированию, регулированию цен и тарифов, предоставлению ряда льгот.., что может привести к созданию неравных условий для ведения бизнеса, а следовательно помешает развитию экономики.

Противоречивым является и установление принципа, согласно которому предполагается только информирование руководителя о виде иной деятельности. Без определения критериев, в каких случаях совместная деятельность может привести к возникновению конфликта интересов и отсутствием в законе прямых указаний на конкретные виды и содержание ограничений, это создаст условия, когда начальники отделов и руководители органов государственной власти будут вынуждены согласовывать заявления о предоставлении отпусков и неполной рабочей недели. Большое количество таких случаев приведет к ненадлежащему исполнению задач снижения качества государственной службы и предоставления административных услуг.

Это нивелирует принципы антикоррупционного законодательства, когда совмещение работы в государственном органе власти с другим видом деятельности позволит решать личные проблемы, используя доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации, в том числе государственной тайны. Действующим законом за совместительство предусмотрено наказание в виде штрафа в 50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией полученного вознаграждения от предпринимательской деятельности.

Кроме того, это создает конфликт при исполнении обязанностей государственного служащего во время работы в негосударственном секторе, поскольку госслужащий должен действовать на основании, в пределах и способом, которые предусмотрены законодательством, в то время как предприниматель обладает более широкими возможностями — действует в любой способ, не запрещенный законом.

Чтобы избежать этих проблем необходимо внести несколько поправок в законопроект. Во-первых, исключить пункт о нераспространении норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (п.9 части второй ст.3). Во-вторых, исключить пункт №15 Заключительных и переходных положений относительно установления права госслужащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя государственной службы.