- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Плюсы и минусы правительственного проекта Закона о госслужбе
Проект Закона учитывает прогрессивные отечественные наработки и успешный опыт реформ в европейских странах.
В данном законопроекте прописаны большинство концептуальных основ профессиональной госслужбы, которые согласуются с европейскими принципами государственного управления. Например, разграничение политических (должности Министра Кабинета Министров Украины и его первого заместителя) и административных (должность государственного секретаря министерства) должностей. Такая модель позволяет парламенту через правительство реализовывать политические программы, при этом госаппарат защищен от кадровых изменений при смене правительства или министра.
В то же время в документе есть ряд норм, которые сводят на нет попытки совершенствования института госслужбы в Украине. Это прежде всего касается нераспространения норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (хотя они имеют должностей имеют доступ к государственной тайне), а также установление права государственным служащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКроме того, не отнесение к госслужбе советников, помощников, работников патронатных служб позволяет совмещать работу в государственном органе власти с другим видом деятельности, характер которого может привести к возникновению конфликта интересов в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции", однако будет вне ответственности этого работника и позволит решать личные проблемы, используя прямой доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации.
Также следует отметить, что для всех публичных служащих, к которым должны быть отнесены эти специалисты, во время пребывания на должностях имеют обязанность регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах, что позволит предотвратить незаконное обогащению этих лиц.
В результате должностное лицо, работая в органах власти, однако не будучи госслужащим (соответственно не имея ответственности и обязанностей по закону), имеет доступ к госзаказу, лицензированию, квотированию, регулированию цен и тарифов, предоставлению ряда льгот.., что может привести к созданию неравных условий для ведения бизнеса, а следовательно помешает развитию экономики.
Противоречивым является и установление принципа, согласно которому предполагается только информирование руководителя о виде иной деятельности. Без определения критериев, в каких случаях совместная деятельность может привести к возникновению конфликта интересов и отсутствием в законе прямых указаний на конкретные виды и содержание ограничений, это создаст условия, когда начальники отделов и руководители органов государственной власти будут вынуждены согласовывать заявления о предоставлении отпусков и неполной рабочей недели. Большое количество таких случаев приведет к ненадлежащему исполнению задач снижения качества государственной службы и предоставления административных услуг.
Это нивелирует принципы антикоррупционного законодательства, когда совмещение работы в государственном органе власти с другим видом деятельности позволит решать личные проблемы, используя доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации, в том числе государственной тайны. Действующим законом за совместительство предусмотрено наказание в виде штрафа в 50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией полученного вознаграждения от предпринимательской деятельности.
Кроме того, это создает конфликт при исполнении обязанностей государственного служащего во время работы в негосударственном секторе, поскольку госслужащий должен действовать на основании, в пределах и способом, которые предусмотрены законодательством, в то время как предприниматель обладает более широкими возможностями — действует в любой способ, не запрещенный законом.
Чтобы избежать этих проблем необходимо внести несколько поправок в законопроект. Во-первых, исключить пункт о нераспространении норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (п.9 части второй ст.3). Во-вторых, исключить пункт №15 Заключительных и переходных положений относительно установления права госслужащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя государственной службы.