НБУ курс:

USD

41,22

--0,06

EUR

45,52

--0,19

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

История как яблоко раздора: что влияет на антиукраинские настроения в Польше

9 октября в селе Верхрата на востоке Польши радикалы разрушили памятник воинам Украинской повстанческой армии. За последние два года это уже 14-е разрушение украинского захоронения в Польше. За два дня до того вышел в польский прокат фильм "Волынь", где украинцы показаны убийцами поляков

Результаты опросов в мае этого года показали, что 57% поляков готовы жить в своей стране рядом с украинцами. 37% выразили нежелание видеть мигрантов из Украины в Польше.

Хотя большинство населения, по-прежнему, тепло относится к украинцам, тем не менее, процент поляков, готовых принимать украинцев, сильно падает. Еще год назад, против приема мигрантов высказывались всего 19% поляков, а уже в 2016-м их количество увеличилось почти в два раза.

Против приезжих украинцев выступают наименее состоятельные поляки на востоке страны. Это подтверждают 42% польских безработных респондентов, которые резко против приема в Польше украинцев.

Чем выше доходы, тем чаще отношение к приему мигрантов из Украины положительно.

Такие данные в мае этого года обнародовала польская социологическая организация CBOS.

Антиукраинские настроения также все чаще присутствуют в польской политике.

22 июля 2016 года сейм Польши принял декларацию о событиях на Волыни в 1943-1945 годах. "За" принятие этой декларации проголосовало абсолютное большинство парламента Польши — 432 депутата из 460.

В документе украинцы названы виновниками событий, в ходе которых на Волыни в годы Второй мировой войны погибли более 100 тысяч поляков.

По словам председателя Объединения украинцев в Польше Петра Тымы, приняв этот документ, поляки сделали шаг назад. "Декларация не ускоряет процесс примирения, а останавливает или возвращает его на несколько этапов назад", — заявил Тыма.

С просьбой прокомментировать рост антиукраинских настроений в Польше Delo.ua обратилось к аналитику Института массовой информации, специалисту по новейшей истории Польши Роману Кабачию.

Каковы причины усиления антиукраинских настроений в Польше?

Причин несколько, на одни Украина может влиять, на другие не очень. К примеру, прямым следствием наплыва украинцев в Польшу стала плохая экономическая ситуация в Украине, отсутствие реформ и война с Россией. Рост мигрантов не может не раздражать поляков. Украинцы едут на заработки, демпингуя почасовую оплату. Это же касается и образования. В некоторых вузах украинские студенты составляют более половины групп, потому что в Польше лучше и дешевле образование.

Есть этому и другие причины. Например, правоконсервативная правящая в Польше партия "Право и справедливость" играла на националистических настроениях, отбирая электорат у более радикальных политических сил, а теперь не может контролировать неофашистов, называя их "хулиганами". Памятники на могилах воинов УПА, которые стояли десятилетиями, теперь стали объектом атаки радикалов. Власть пока этому только рада, потому что не ее руками уничтожаются могилы тех, кого в Польше принято считать бандитами и головорезами.

Есть ли разница между восточной и западной Польшей?

Разница довольно значимая — восточная Польша голосует за правых консерваторов, а западная — за центристов и либералов. В отношении к Украине эти различия размываются, хотя в приграничных с Украиной территориях негативных настроений все же больше. Там живет немало потомков депортированных из Украины после войны поляков, и поэтому они влияют на политическое и медийное лобби. Украинцы работают в более богатой западной Польше, и нападения на рабочих случались именно на западе, а вот случай с нападением на процессию греко-католиков в Перемышле в июне этого года уже напрямую связан с историей. (27 июня 2016 года в городе Перемышль группа из 20 поляков напала на процессию греко-католиков и православных, которые после панихиды шли из собора на местное военное кладбище — прим.ред).

Стоило ли вообще поднимать вопрос о Волынской трагедии?

Мы не можем сказать целому соседнему народу: не ворошите прошлого, потому что нам это не нравится. Когда парламент дружественной нам страны принял постановление о "геноциде от рук украинских националистов", то нам надо было быть к этому готовыми. Каким образом? Провести парламентские слушания и понять, что случилось на Волыни, в Восточной Галиции и на Закерзонье с 1942 по 1947 годы. Надо вести открытый прямой диалог с Польшей, потому что наше молчание привело к тому, что главным историческим врагом теперь становятся не советы и немцы, а украинцы.

Какова в этом роль России?

Главная задача России — в накручивании антиукраинской истерии в польском сегменте интернета. Здесь работают десятки, если не сотни, польскоязычных троллей. Также есть прикормленные Россией польские журналисты и блоггеры. Отдельно можно выделить Белосток, как город, где есть немало лиц украинско-белорусского происхождения, которые имеют откровенно "ватные" взгляды. Существует несколько общественных организаций, которые занимаются помощью "православным в Донбассе", организуют за российские деньги поездки в Крым молодежи, "журналистов" и "известных политиков", а те восхваляют российские порядки в Крыму. Проблема в том, что сейчас польские власти довольно слабо на это реагируют, хотя, к примеру, арестовали лидера пророссийской партии "Смена" (Матеуша Пискорского задержали 18 мая 2016 года. Его обвиняют в шпионпже в пользу России. Пискоркому грозит до 10 лет тюрьмы — прим.ред), а также не возобновили малое приграничное движении с Калининградской областью России.

Как нам нужно реагировать на заявления поляков?

Взвешенно. Искать адекватных партнеров с польской стороны, приглашать их в Украину для дискуссий и диалога. Они есть, и их немало. К примеру, я был искренне поражен выступлением основателя исторического центра "Karta" из Варшавы Збигнева Глюзы на дискуссии, посвященной опасности замалчивания фактов трагедии в рамках Конгресса инициатив Восточной Европы в Люблине. Он также обвинил польскую сторону в одностороннем форсировании темы Волыни-1943 без консультаций с Украиной и без согласования с ней. По его мнению, шанс на понимание в этом вопросе был потерян еще перед 2003 годом, то есть 60-й годовщиной событий на Волыни, когда должно было состояться совместное заседание парламентских слушаний, и оно сорвалось по вине польской стороны. Глюза отметил, что односторонним накручиванием эмоций польское общество доведено до состояния аффекта, за которым стоит непонимание. Мы должны изучать и такие точки зрения и показывать их в наших СМИ, чтобы не было впечатления, что за "заявлениями поляков" стоит весь польский народ.