Работа над ошибками: что изменили в пенсионной системе Эстонии

Работа над ошибками: что изменили в пенсионной системе Эстонии
Эстония одобрила изменения в пенсионной реформе, направленные на уменьшения неравенства доходов пенсионеров. Delo.UA разбиралось в причинах изменений и в том, какие уроки из этого можно извлечь для Украины

Пенсионные реформы всех стран бывшего социалистического лагеря имеют одну общую черту — каждая из них была пересмотрена и откорректирована, иногда даже неоднократно. И если небольшая часть стран (как Россия или Венгрия) фактически развернули реформу, то другие пытаются балансировать эффекты аккуратными корректировками.

Так поступила и Эстония, принявшая новые изменения в своей пенсионной системе в мае этого года. Основные изменения коснулись тех, кто получал наименьшую пенсию, однако реформа затронула сам принцип формирования пенсии для первого уровня (солидарной системы). Delo.UA разбиралось, зачем и как реформировали пенсионную систему Эстонии, а также, как этот опыт может помочь Украине.

Какая пенсионная система была у Эстонии

В Эстонии действует трехуровневая пенсионная система, с пенсионным возрастом в 65 лет (с потенциальным повышением до 67). Первый уровень (солидарная система) предполагает выплату разнообразных социальных пенсий, наиболее популярной из которых является пенсия по старости. Пенсии первого уровня выплачиваются из единого социального налога, составляющего 33% от заработной платы и взимающегося с работодателя. Из них 13% идут на социальное страхование, а еще 16% на пенсии нынешним пенсионерам. Уровень выплат социальной пенсии вычисляется на основе трудового стажа и объема заработной платы сотрудника.

Накопительная же система формируется с 4% из ранее упомянутого налога, а также 2% из зарплаты (их уже выплачивает сам работник, а не работодатель). Второй уровень является обязательным для всех граждан, родившихся после 1983 года, тогда как для старших людей существует опция отказа от этой системы.

Кроме того, доступен и третий уровень — добровольные пенсионные накопления, которые предоставляются с налоговыми льготами, стимулирующими к добровольным отчислениям. Таким образом, все три уровня пенсионной системы были привязаны к нынешним доходам от зарплаты.

Как поменяли и зачем

Главной целью новой реформы стало обеспечение большей гибкости системы. При этом сами изменения коснулись первого уровня пенсионной системы. Если сейчас на вычисление солидарной пенсии влияет уровень доходов, то в дальнейшем от этого принципа планируют отойти. Сейчас 20% пенсионеров с наименьшей социальной пенсией получают в 4-5 раз меньше, чем 20% с наибольшей. По мнению авторов реформы, такие меры для первого уровня являются бессмысленными — ведь разница доходов уже учитывается во втором. Таким образом при прежней системе наблюдался стремительный рост неравенства доходов пенсионеров.

Также теперь пенсионеры смогут выйти на пенсию на пять лет раньше при трудовом стаже не менее 40 лет. Минимальный стаж для выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста — 15 лет, тогда как досрочный выход будет рассчитан по формуле 5 дополнительных лет стажа за каждый год раннего выхода. Например, при выходе на год раньше потребуется 20 лет трудового стажа, а для выхода за 3 года до достижения пенсионного возраста — трудовой стаж 30 лет. При этом сумма пенсионного фонда, выделенная на одного человека, остается неизменной. А значит более ранний выход на пенсию предполагает меньшие ежемесячные выплаты.

Изменится и схема расчета пенсионного возраста — если сейчас пенсионный возраст рассчитывается из года рождения человека, то в дальнейшем срок будет рассчитан исходя из ожидаемой средней продолжительности жизни. Все эти изменения будут вводиться поэтапно на протяжении ближайших 20 лет.

Читайте также: Пенсионная реформа 2.0: как не превратить накопительный уровень в финансовую пирамиду

Думать наперед

Изменения пенсионной системы будут не просто растянуты на два десятилетия, но и не коснутся тех, кто уже получает пенсию или даже выйдет на пенсию в ближайшее время. Новая система будет не пересмотром правил, а изменением этих правил на будущее. А причин таким изменениям хватает с головой.

Во-первых, речь идет об изменении структуры пенсий за 27 лет с момента проведения прежней реформы. Сейчас доля накопительной системы составляет внушительную часть начислений пенсионеров, а в ближайшие десятилетия вес этих показателей достигнет максимума. Тогда нынешние правила будут означать то, что и первый, и второй уровень ставит в более выгодное положение зажиточных граждан. Если раньше такие правила для первого уровня означали временную корректировку до работы накопительных пенсий, то уже сейчас они создают серьезный дисбаланс доходов. Таким образом, часть пенсионеров откинуты за черту бедности.

Во-вторых, нынешний пересмотр предполагает выход из переходного периода на стабильную саморегулируемую систему. И это очень важно, ведь переходная система имела ряд изъянов и ограничений. Наконец, снова откроется возможность присоединиться ко второму уровню людям, рожденным до 1983 года без серьезных потерь в доходах. Также, привязка пенсионного возраста к продолжительности жизни и переориентация на второй уровень снимет напряжение от негативного прироста населения — экономика страны не так будет зависеть от демографических изменений.

И, наконец, первый уровень поменяет свое предназначение. Вместо переходного этапа к накопительной системе, он станет социальным доходом пенсионеров, независимо от их прежних заслуг. Грубо говоря, это введение безусловного базового дохода, ограниченного возрастным признаком.

Уроки для Украины

Изменения в пенсионной системе Эстонии выглядят огромным стратегическим ходом, однако на самом деле представляют собой скорее попытки избежать социального взрыва. Реформа предполагает изменения для тех людей, которые успели поучаствовать в переформатировании солидарной системы в накопительной, однако экономически могут остаться в убытках. Причин этому много — от непродолжительного накопления во втором уровне, до попадания основного периода накопления в момент слабой экономики и доходов в Эстонии.

И эта проблема не уникальна — другие страны Балтии и центральноевропейские государства в перспективе ближайших десятилетий почувствуют эффект от массового выхода на пенсию участников "переходного этапа пенсионной системы".

Наибольшей проблемой этой ситуации остается непредсказуемость результатов, ведь у многих накопительная составляющая вполне может оказаться менее солидарной. И тогда под угрозой может оказаться сама концепция реформы по принципу трех уровней.

Вместе с тем, эстонская корректировка выглядит, как попытка максимально контролировать эти первые итоги ранней пенсионной реформы. Причем в объективе этого контроля, как риски социального взрыва (рост неравенства), так и возможные побочные экономические эффекты. Например, для 63% эстонских пенсионеров принципиально важно, чтобы капитал эстонских пенсионных фондов инвестировали внутри страны. Проблемы второго уровня могут потянуть за собой "похудание" негосударственных пенсионных фондов, которые раскручивают фондовый рынок страны.

Таким образом, эстонский опыт станет экспериментом корректировки реформы под реалии возросших экономик с опасным балансом между повышением социальных расходов или недовольством населения от потерь доходов.

Для еще не запустившей даже второй уровень Украины этот эксперимент интересен вдвойне. Ведь проблемы от балтийского и центральноевропейского опыта говорят о недостаточных компенсаторах в первичных редакциях реформы. А потому новая система Эстонии может представлять собой вполне приемлемую схему в изначальном планировании, хотя и предполагает меньше выгод для наиболее оплачиваемых  сотрудников.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram