Рада смягчила закон о трансфертном ценообразовании

Верховная Рада приняла закон, который повысит порог для контролируемых операций, уменьшит штрафы и устранит ошибки

Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, которые смягчают нормы Закона о трансфертном ценообразовании.

За принятие законопроекта №1861 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно трансфертного ценообразования (ТЦО)" во втором чтении и в целом проголосовали 244 депутата.

Согласно пояснительной записке, принятие закона необходимо с целью приведения положений Налогового кодекса Украины относительно налогового контроля за ТЦО в соответствие с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития о трансфертном ценообразовании.

"Данный законопроект является имплементацией рекомендации ОЭСР по контролю за определением цен в контролируемых хозяйственных операциях между связанными лицами и внедрением в Украине мировых механизмов контроля за трансфертным ценообразованием, в частности по операциям с контрагентами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях".

Отмена контроля для целей НДС

Как пояснил Александр Черинько, директор налогово-юридического департамента Deloitte, который участвовал в разработке закона, документ решает ряд важных проблем, которые возникли у бизнеса вследствие очередного реформирования законодательства в январе 2015 года.

Прежде всего, закон призван окончательно отменить ТЦО-контроль для целей начисления НДС. Изменения, вступившие в силу в начале года, исключили контроль операций для целей НДС, но упоминание налога в ряде статей могло дать налоговым органам формальный повод для контроля операций по правилам статьи 39 Налогового кодекса Украины для целей начисления налога на добавленную стоимость. В принятом законе таких возможностей нет — он касается исключительно налога на прибыль.

Порог для признания сделки контролируемой

Вторым важным изменением стало увеличение пороговых показателей для признания сделки контролируемой:

  • годовой доход налогоплательщика от любой деятельности превышает 50 млн гривень за соответствующий налоговый год (в текущей редакции — 20 млн гривень;
  • объем таких хозяйственных операций с каждым контрагентом превышает 5 млн гривень за год (сегодня — 1 млн гривень); По словам Черинько, эта норма крайне важна, так как выводит большое количество мелких предприятий из сферы ТЦО-контроля. Однако 5 млн. гривен — недостаточно высокий порог; его стоило установить на более высоком уровне, отмечает эксперт.
Снижение штрафов

Кроме того, закон уменьшает штрафы за недекларирование операций и устанавливает их максимальный уровень:

Штраф за невключение операций в отчет о контролируемых операциях снижен с 5% до 1% суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете, но не более 300 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;

При этом увеличен до 300 минимальных зарплат штраф за неподачу отчета о контролируемых операциях.

Александр Черинько отмечает, что ограничение штрафа за невключение операций в отчет — правильный шаг. В то же время, штрафовать на 300 минимальных зарплат за неподачу отчета — не совсем верно; этот штраф стоило установить на более низком уровне.

Порядок применения

Черинько обращает внимание на то, что, несмотря на то, что закон принят в июле, новые правила будут применяться к операциям за весь 2015 год, а не лишь к тем, которые будут проводиться после вступления в силу.

Представляя законопроект ко второму чтению, председатель комитета Рады по налоговой и таможенной политике Нина Южанина сказала, что он принимается в интересах как предпринимателей, так и фискальных органов.

По ее словам, законопроект не ослабляет внимания к крупным производителям в сфере трансфертного ценообразования и не меняет критериев относительно связанных лиц. "Ни одного облегчения для транснациональных корпораций не предусмотрено", — сказала она.

Как сообщалось, эксперты неоднократно указывали, что принятие в конце 2014 года правок в закон о ТЦО об ужесточении его норм фактически заблокировало реализацию закона на практике, неся дополнительные угрозы для бизнеса.