НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

46,45

46,30

Трудности перевода: особенности работы бизнеса в условиях валютных ограничений

Алексей Катасонов, старший адвокат Адвокатского объединения PwC Legal, о том, почему валютные ограничения могут отпугнуть иностранных инвесторов
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Принятие Национальным банком Украины ("НБУ") постановлений "Об урегулировании ситуации на валютном рынке Украины" №515 и "О введении дополнительных механизмов для стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков Украины" №540 в августе, а также дальнейшее их изменение, в частности сентябрьским постановлением "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины" №591, заставило вернуться к азам и перечитать в целом декларативное законодательство. Здесь, мне кажется, стоит пояснить, о чем идет речь в упомянутых постановлениях НБУ и зачем нужны декларативные нормы.

В частности, постановление №540 (с последующими изменениями, внесенными постановлением №591) запретило проведение таких торговых и операций с капиталом в иностранной валюте:

- Возврат средств иностранным инвесторам по операциям:
a. продажи корпоративных прав (не оформленными акциями),
b. продажи ценных бумаг украинских эмитентов вне фондовых бирж,
c. выплаты дивидендов (кроме дивидендов по ценным бумагам, обращающимся на фондовой бирже).

- Осуществление расчетов по импортным операциям без ввоза товара на таможенную территорию Украины (за исключением ряда платежей в туристической, транспортной и банковской сферах);

- Осуществление платежей по импортным договорам, дата таможенного оформления товаров по которым превышает 180 дней (за исключением операций сельхозпроизводителей, операций с участием иностранных экспертно-кредитных агентств и операций по аккредитивам);

- Большинство операций на основании предварительно полученных индивидуальных лицензий НБУ.

Как говорится в постановлениях, приняты они "принимая во внимание общественно-политическое напряжение, наличие определенных элементов риска и неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации, а также принимая во внимание экономические проблемы, связанные с проведением антитеррористической операции на территории Украины, с целью недопущения использования финансовой системы Украины для отмывания денег и финансирования терроризма и урегулирования ситуации на валютном рынке Украины".

На практике все упомянутые ограничения носят критический для бизнеса характер, но наибольший резонанс вызвали ограничения по репатриации капитала (запрет выплаты дивидендов, невозможность получить инвестиционный доход от продажи корпоративных прав), а также невозможность осуществить оплату по операциям без ввоза товара на таможенную территорию Украины (куда на основании трактовки НБУ и коммерческих банков есть тенденция отнести и оплату услуг, полученных от нерезидентов). Предлагаю остановиться подробнее на первом запрете, связанном с ограничениями по выводу капитала, в контексте анализа положений национального законодательства, включая обязательства, принятые на Украиной в рамках международных соглашений.

Итак, декларативными нормами в теории права считаются нормы, не содержащие конкретных правил поведения, а только декларирующие принципы, цели, задачи, стоящие перед правовым регулированием в определенной отрасли. Считается также, что обилие декларативных норм является недостатком законодательства, но, в то же время, без подобных норм законодательство не обходится. В рассматриваемом случае как раз декларации и представляют интерес.

Обратиться нужно к положениям Закона Украины "О Защите иностранных инвестиций в Украине" — ст.4 гласит, что "иностранным инвесторам гарантируется перечисление за границу их прибыли и других сумм как в национальной валюте, так и в иностранной, полученной законным путем". Также, ст.12 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" предусматривает, что "иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей гарантируется беспрепятственное и немедленное перечисление за границу их прибыли, доходов и иных средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранных инвестиций".

Легко прийти к выводу, что введенные ограничения не отвечают нормам законов, имеющих высшую по отношению к постановлениям юридическую силу. Чем как не препятствием и ограничением по времени выплаты являются текущие запреты?

Обязательно стоит упомянуть также и положения Соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций, заключенные Украиной с такими странами, как Голландия, Австрия, Швейцария и иными. С небольшими отличиями данные Соглашения содержат норму о гарантиях осуществления платежей, связанных с инвестициями — и проводиться такие платежи должны без безосновательных задержек. Пример стран, заключивших такие Соглашения, не случаен, поскольку указанные страны часто выступают в качестве акционеров и участников украинских компаний — как в структурах, принадлежащих украинским группам, так и в случаях чисто иностранного капитала, инвестирующего в Украину.

На данный момент бизнес в Украине и присутствующий в нем иностранный капитал уже столкнулся с последствиями ограничений торговых операций в своей текущей деятельности, поскольку невозможность сделать платежи по обязательствам перед нерезидентами местами подводит украинские компании к риску применения санкций за нарушение договорных обязательств (как пример, оплата за услуги нерезидентам).

Ограничения по операциям с капиталом (выплата дивидендов, доходов от продажи корпоративных прав) также приводят к определенным экономическим последствиям в связи с невозможностью перечислить данные средства за пределы Украины.

Пока запреты остаются в силе (НБУ указал второе декабря с.г. в качестве даты окончания действия ряда запретов), по мнению автора, украинским компаниям и иностранным инвесторам необходимо настойчиво и последовательно доносить свою точку зрения в обсуждениях с коммерческими банками и НБУ. В отношении норм, допускающих неоднозначное толкование, обосновывать свою точку зрения перед обслуживающими банками, убеждая в возможности осуществления операций. Как показывает практика, подобный подход имеет определенный успех.

Как итог хочется сказать, что в то время, когда Украина определилась с вектором своего развития, очень не хотелось бы, чтобы подобные действия нашего валютного регулятора давали повод западным инвесторам делать выводы про (не)зрелость украинских органов управления и законодательства в целом. По мнению автора, еще не поздно провести детальный анализ принятых решений и пересмотреть их в сторону неукоснительного соблюдения международных обязательств, как и требований национального законодательства Украины. Это, возможно, приведет к отмене ограничений уже раньше, чем в заявленные НБУ термины.