Невзирая на сложную экономическую и политическую ситуации в Украине, эксперты все чаще говорят о медленном, но все же росте и развитии экономики. Например, согласно исследованию Bloomberg, экономика Украины выходит из рецессии. О постепенном повышении конкурентоспособности национального товаропроизводителя свидетельствует и M&A-рынок.
Чтобы создать оптимальный бизнес-климат и привлечь иностранных инвесторов, Верховная Рада постепенно гармонизирует законы Украины с европейскими. Так 18 мая 2016 года в силу вступают изменения к Закону Украины "О защите экономической конкуренции", которые значительно упрощают процедуру экономической концентрации. Необходимость принятия подобных изменение назрела давно, ведь предыдущая редакция Закона создавала бюрократическую волокиту и регуляторное давления на бизнес.
В основе новой редакции Закона — положительная практика аналогичных норм в странах Европейского Союза. В частности, речь идет о принятом Советом ЕС Регламенте №1033, который предусматривает такую форму заявки для проведения экономической концентрации, которая создает возможность сторонам сделки предоставить всю необходимую информацию в систематизированном виде, и тем самым, ускорить процесс согласования сделки.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВ чем же суть изменений?
Среди множества новел стоит выделить несколько ключевых положительных изменений.
Первое — повышение финансового порога. Теперь предварительно получать разрешение у АМКУ участникам концентрации нужно, только если совокупная стоимость их активов (или общий объем реализации товаров) за последний финансовый год превышает 30 млн евро. При этом стоимость активов в Украине не менее чем у двух участников концентрации превышает 4 млн евро у каждого. До этого стоимости активов должны были составлять соответственно 12 млн евро и 1 млн евро.
Также важно, что перед поглощением будут проверять только концентрации между компаниями с годовым оборотом более 150 млн евро. Покупку/продажу предприятий, стоимость активов которых не более 8 млн евро, АМКУ больше контролировать не будет.
Второе изменение также связано с финансами — увеличен размер платы за подачу заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию. Если до 18 мая нужно было платить 300 минимумов доходов граждан за подачу заявлений, то теперь он составляет 1200.
Третья новела — введение сокращенной процедуры рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию. Теперь концентрации, которые объективно не имеют эффекта на рынки товаров/услуг на территории Украины, будут рассматриваться по упрощенной процедуре.
Определены четкие критерии, по которым оценивается наличие/отсутствие такого эффекта. Одним из них, например, является деятельность в Украине только одного участника концентрации. Также по упрощенной процедуре будут рассматриваться ситуации, когда совокупная доля участников концентрации на определенном рынке не превышает 15%.
Важно, что раньше заявители в таких случаях должны были ходатайствовать об ускоренной процедуре. А теперь АМКУ обязан законодательством рассматривать такие заявления по ускоренной процедуре.
Четвертый пункт — вводится процедура предварительных консультаций. Согласно этому пункту, АМКУ обязан стать не только контролирующим, но и помогающим, разъясняющим, консультационным органом.
Также АМКУ теперь должен объяснять основания для принятия решения Комитетом о предоставлении разрешения на концентрацию. Авторы закона полагают, что таким образом M&A-процедуры станут более прозрачными.
О рисках
Конечно, наиболее выгодны такие изменения в M&A-правилах для тех индустрий, в которых процессы концентрации наиболее активны: металлургия, фармацевтика, банковская деятельность, страхование.
Но средние и мелкие предприятия вряд ли разделяют энтузиазм крупных игроков рынка. Упрощение процедуры концентрации для компаний, которые не планировали слияния, приведет к ужесточению конкуренции и, соответственно, повышению затрат на привычное функционирование.
Кроме того, несмотря на ряд нововведений, принятых к закону, остались нерешенными старые проблемы. В частности, речь идет о критериях, которыми руководствуется АМКУ при формулировании оснований для отказа в предоставлении разрешения на концентрацию.
Сегодня этими критериями остаются оценочные понятия: "существенное ограничение конкуренции", "существенное усиление монопольного положения" и т.п..
Это является преградой в принятии объективного решения и прозрачности процесса контроля.
Практика применения норм антимонопольного законодательства в странах ЕС свидетельствует о необходимости административного контроля, в котором учитываются конкретные показатели: например, индекс концентрации, различные барьеры вхождения на рынок, методы определения которых закреплены на законодательном уровне и т. п. .
Парадоксально, но несмотря на попытки с помощью изменений улучшить бизнес-климат и привлечь иностранных инвесторов, те самые потенциальные компании-инвесторы тоже видят серьезные промахи во внесенных изменениях.
Например, будут усложнены транзакции между иностранными компаниями средней величины. Дело в том, что об этих транзакциях должен быть уведомлен АМКУ. При этом объект, который приобретается в результате поглощения, к Украине может вообще не иметь никакого отношение. И единственное, что связывает эти сделки с украинской юрисдикцией — это факт деятельности некоторых компаний из группы продавца на территории Украины. Таким образом, при определении порога активов 4 млн. евро (при котором необходимо получение разрешения АМКУ), нужно учитывать не только активы самой компании-участницы М&A, но и компаний, которые она контролирует.
Еще один важный момент — АМКУ будет активно мониторить сделки, которые все же подпадают под процедуру согласования. А размеры соответствующих санкций, как правило, превышают расходы на получение согласования АМКУ.
Вывод
С повышением пороговых значений значительно сократится количество M&A-сделок, которые должны согласовываться. Это значительно снизить нагрузку на антимонопольные органы и, вероятно, положительно повлияет на качество их роботы. Но остались неразрешенные до сих пор сложности. Для рынка M&A характерен высокий уровень непрозрачности. Потому упрощение M&A-сделок может привести к существенному нарушению и ограничению конкуренции на рынке. Потому актуальным остается дальнейшее реформирование все еще существующих устаревших подходов в сфере антимонопольного регулирования.