Турецкие уроки для Кличко: как стимулировать туризм в столице

Меньше говорить, больше делать — этот универсальный рецепт подойдет любому украинскому политику. Но есть еще один рецепт для местных властей: если вам нечем заманить туристов — создавайте новые центры активности для туристов с разными видами запросов. Одним интересны фестивали и развлечения, другие приедут посмотреть историческое и культурное наследие, а все вместе они станут драйвером развития малого бизнеса в городе. Ну и основной рецепт успеха — перестаньте воровать

Еще в июле мэр Киева Виталий Кличко пообещал построить "украинский Диснейленд" на территории Гидропарка. Как всегда, никаких цифр и точных сроков озвучено не было. По словам советника Кличко Дмитрия Белоцерковца, финансировать проект будут немецкие инвесторы под гарантии мэра, а из бюджета на проект уже выделено 8 млн грн. Правда, сам проект пока никто так и не видел, как и условий сотрудничества с инвестором.

Вообще, говорить и не делать — это основной вектор политики киевских властей на протяжении последних десяти лет. Ни борьбы с засилием рекламы на улицах, ни решения вопроса с трафиком и парковками, ни реальных программ развития туризма от КГГА не видно. У нас много говорят о стратегических планах, таких как метро на Троещину и достройка Подольского моста (пожалуй, самого дорогого в мире), однако фактических изменений очень мало. Разве что МАФам объявили войну, но и то — очень избирательно. План сделать Подол пешеходным, перестройка ВДНХ и проект SmartCity — это заслуга не столько властей, сколько активистов. Даже выход из метро на "Почтовой" не могут достроить уже третий год.

Иностранных туристов в Киев не заманивают, а если кто-то из них сюда все-таки попал, то это его проблемы. Рассмотреть оставшиеся достопримечательности сквозь обилие билбордов и ситилайтов достаточно тяжело, найти англоязычные вывески или англоговорящий персонал — практически невозможно. Как результат, в Киев чаще всего ездят любители другого вида туризма — секс-туризма.

При этом вместо финансирования стратегических проектов Киевсовет в конце октября решил покрыть долг населения (тех, кто не платит по счетам, в отличие от остальных) перед "Киевэнерго". На это выделили 448 млн грн из бюджета столицы. Это те деньги, которые Киев мог вложить в развитие туризма, а не в карман Ахметова.

Опыт Турции

В отличие от украинских, турецкие власти стараются думать о будущем. Не так давно я побывал в Анкаре. С ноября между столицами Украины и Турции начали выполняться прямые авиарейсы. И тамошние власти решили показать журналистам, чем они готовы привлекать туристов, в том числе и из Украины.

Хотя Анкара и является вторым по величине (после Стамбула) городом в Турции с населением около 5 млн жителей, туристов в столице достаточно мало. В десятки раз меньше, чем в Стамбуле. В основном в Анкару прилетают или по вопросам бизнеса, или по государственным делам. Можно сказать откровенно, что город неприглядный. Он вобрал в себя все недостатки Стамбула, не обладая и десятой частью привлекательности последнего. Однако жизнь в Анкаре кипит, и по словам представителей муниципалитета, за последние 7 лет туристический поток увеличился в два раза.

За счет чего произошло увеличение?

Первое и основное — это маркетинговое продвижение города. Приехавших в Турцию гостей пытаются хоть на день заманить в столицу. Рейсы из Стамбула в Анкару прилетают практически каждые полчаса. Основными ее достопримечательностями являются исторические сооружения — мавзолей Ататюрка, музеи, резиденции (нынешние и бывшие) парламента и президента. К примеру, в Анкаре находится один из лучших в Европе археологических музеев — Музей анатолийских цивилизаций. Однако только лишь одной культурной программой современного искушенного туриста не заманишь. И городская власть Анкары решила развивать туризм развлечений.

Для этого в городе начали строить крупнейший в Европе парк — Ankara Park. Он будет включать в себя городской зоопарк и парк развлечений с аттракционами и павильонами.

Стоимость проекта оценивают более чем в 1 млрд евро. А его финансирование осуществляется полностью из муниципального бюджета. На вопрос, как город собирается окупать этот проект, ответ был простой — никак. Сам Ankara Park вряд ли сможет окупить в течение 10-15 лет вложенные инвестиции, однако туристический поток (который оценивают в 1 млн посетителей в год) даст возможность развиваться в регионе малому бизнесу (рестораны, отели, магазины, прочее). А это дополнительный толчок для развития экономики столицы, уверены в муниципалитете. Сомневаюсь, что все планы города будут сразу осуществлены, однако местные власти делают все, чтобы туризм в Анкаре был разнообразным и комплексным.

Наши власти тоже с радостью утвердили бы проект, через который можно "распилить" 1 млрд евро из бюджета, но зачем придумывать что-то новое, если есть Подольский мост и "Воздушный экспресс" в Борисполь?

При этом главное отличие — несмотря на задержку, Ankara Park планируют открыть уже к лету 2017 года, а работы над ним не прекращаются даже зимой. И, думаю, свой первый миллион туристов парк получит раньше, чем у нас будет утвержден план создания "украинского Диснейленда" в Гидропарке.

Сама идея сделать в Киеве большой парк — похвальна. Однако главный турецкий урок для Кличко — перестать делать громкие анонсы, а вместо этого начать показывать проекты, правильно распределять финансирование и реально работать над стратегическими объектами, несмотря на то, что результат придет гораздо позже следующих выборов мэра.