НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

46,45

46,30

В Крыму проводится превентивная зачистка лиц, способных организовать протест — правозащитник

Жительница Ялты, внесенная российскими властями в список "невъездных" в Крым, эксперт-аналитик Международной Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник рассказала DELO.UA о действиях российских властей, фиксирующихся правозащитниками
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

- Что, по данным вашей международной правозащитной миссии, происходит сегодня в Крыму?

- Властями РФ создаются невыносимые, сложные условия существования для тех, кто лоялен Украине или высказывал свою позицию несогласия с российской агрессией и оккупацией Крыма. Это наиболее ярко видно на примере действий против крымских татар — сначала мы видели запрет въезда на полуостров Мустафе Джемилеву, теперь введен запрет для Рефата Чубарова. Это говорит о создании неблагоприятных условий не только для Меджлиса, но и для всего крымско-татарского населения, лидерами которого они являются. Более того, постоянно идут проверки силовиками мечетей и медресе, это говорит о том, что крымским татарам придется или принимать "правила игры" и быть под колпаком, не имея "самостоятельности", или их будут потихоньку выдавливать, прежде всего лидеров общины.

- А кроме крымских татар?

- Среди православного населения, оказывается давление на церкви Киевского Патриархата. Один из последних резонансных случаев — нападение на церковь в селе Перевальное, где был испорчен инвентарь, повреждено само помещение, пострадали двое прихожан. Все это делается силами бывшей т.н. "Крымской самообороны", которая теперь переоформлена в "дружинников", которые действуют совместно с российской полицией. Эти "дружинники" — те же самые люди, которые штурмовали украинские воинские части, разгоняли митинги, нападали на людей и т.д. — люди, которые представляют криминальный мир. Их действия направлены на запугивание людей.

Давление есть и на протестантское движение. Так, пастор "Армии спасения", который вывозил с полуострова семьи украинских военнослужащих в период противостояния, подвергался давлению со стороны ФСБ и в конце-концов был вынужден покинуть Крым. Фактически все религиозные деятели, все конфессии, кто не представляет Московский Патриархат, терпят в Крыму сегодня притеснения.

- Какую, по вашему мнению, цель преследуют "дружинники" и их кураторы?

- Это делается для того, чтобы убрать любых лидеров мнений, нелояльных России, и убрать любых лиц, имеющих организаторские способности, тех, кто может организовать сопротивление, митинг, протест и т.д. В Крыму полностью уничтожено украинское правозащитное сообщество, гражданские организации — все лидеры вынуждены были покинуть полуостров в связи с преследованиями, похищениями и т.д. Поэтому остались только религиозные деятели и сейчас работают по ним. При этом социально-экономическое положение жителей Крыма ухудшается, растет недовольство и поэтому превентивно убираются все люди, способные организовать протест.

- Помимо религиозных деятелей и гражданских активистов кого-то еще особенно заметно касаются новые порядки?

- Есть другой пример — создание проблем при трудоустройстве. Понятно, что без российского паспорта нет доступа к государственной и муниципальной службе, а с 1 сентября вводится запрет и на преподавательскую деятельность в системе образования без получения российского паспорта, в связи с чем мы прогнозируем осенью еще одну волну миграции из Крыма в Украину — на этот раз профессорско-преподавательского состава, который не пожелает отказываться от украинского гражданства.

- Как оцениваете "дело Сенцова"?

- Ну как его можно оценить?! Нарушена масса фундаментальных прав человека, он не имеет возможностей и средств эффективной правовой защиты, не может рассчитывать на объективный и беспристрастный суд. В отношении него было нарушено огромное количество процессуальных норм относительно его ареста и т.д. Тоже самое можно сказать и про остальных людей, находящихся в российской тюрьме по этому делу.

- Управление всеми этими процессами в Крыму, которые вы описали, осуществляют "варяги" или местные?

- Большая часть руководящих и принимающих решения работников крымского ФСБ — это приехавшие люди. Причем это началось задолго до всех последних событий. Еще с 2013 года мы начали отмечать заезд таких людей, но это тогда было сложно доказать, а сейчас мы уже можем констатировать что это были некие лица в гражданской одежде, которые приходили на все митинги и акции, как пророссийские так и наоборот, руководители процессами организации, или разгона и т.п. А теперь часть из этих людей работает в крымском ФСБ. То есть они давно уже вели подготовительную работу, организовывали логистику и т.д. Ну и местные кадры тоже есть. Они находятся на низовом уровне, оперативники. Суды, налоговая и прочее — также в руководстве командированные из России. Даже федеральный университет, в котором объединили шесть крымских вузов, возглавил ректор, присланный из РФ. И так происходит во всех бюджетных и государственных сферах управления полуостровом.

- Какая ситуация с заключенными в тюрьмах, которые попали туда еще по украинским законам?

- Часть людей в СИЗО подлежат амнистии по украинским законам, но по-прежнему находятся в тюрьмах под российской юрисдикцией. Есть люди арестованные или осужденные по украинским законам у которых вышли сроки ареста или сроки наказания и мы не знаем, выйдут ли они на свободу. Нет никакой информации и возможности доступа в крымские места лишения свободы (СИЗО в Симферополе и колонии в Керчи и Симферополе). Следует напомнить, что украинские тюрьмы и раньше были очень закрытыми учреждениями, в которые был затруднен доступ правозащитников. Но сейчас в Крыму нет вообще никакого контроля общественности за пенитенциарной системой. Иногда, возможно, допускаются какие-то российские проправительственные делегации, но международные наблюдатели в крымские колонии не попадают. Органы Федеральной службы исполнения наказаний РФ информации о заключенных не дают, физического доступа в СИЗО и ИК у нас нет.

- На востоке Украины, большая проблема с эвакуацией детей, прежде всего сирот из зоны конфликта. Есть ли "детский вопрос" в Крыму?

- На январь 2014 в Крыму было зарегистрировано 4323 ребенка-сироты, включая детей, лишенных родительской опеки, которые находились в интернатах. Где теперь эти дети, кто ими занимается — неизвестно. Как теперь будет происходит усыновление этих детей — неясно, будет ли разрешено их усыновлять гражданам Украины, которые теперь для крымских властей иностранцы — нет информации. Начатые до смены власти процессы усыновления приостановлены и что будет с детьми дальше не понятно.