НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,25

EUR

44,28

44,10

ВВП Украины в 2014 году уменьшится на 6,5%, но в 2015 вырастет на 4%

Изменения в монетарной политике центробанка, а также сокращение торгового дефицита помогут украинской экономике в следующем году снова продемонстрировать рост

Украина закончит 2014 год с минусом по ВВП на уровне 6,5%, но в 2015 году он вырастет на 4% за счет сокращения дисбаланса между импортом и экспортом и при условии выполнения заявленных правительством реформ. Такой прогноз озвучил аналитик международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь.

По его словам, причиной снижения ВВП станет сокращение спроса на внутреннем и внешних рынках. Внутри страны наибольшим станет сокращение частного потребления — на 10%. Причиной такого спада станет уменьшение реальных доходов населения и ухудшение условий кредитования. Впервые с кризисного 2009 года произойдет настолько масштабное сокращение. В итоге, по прогнозам МЦПИ, импорт потеряет 18%.

В тоже время из-за действий России экспорт сократился на 14%. Торговый баланс по-прежнему остается дефицитным, но благодаря увеличению экспорта при сокращении импорта эта тенденция идет на спад

При этом предприятия страны в 2014 году не смогут компенсировать потерю российского рынка сбыта продукции, что окажет принципиальное влияние на экономическую динамику, тогда как девальвация, рост цен на топливо и увеличение тарифов ускорят темп роста цен.

Ухудшение торговых отношений с Россией также отразится на падении промышленности: выпуск в перерабатывающей отрасли сократится на 14%.

В нынешней рецессии экономики Жолудь винит в том числе и неправильную монетарную политику предыдущих лет, направленную на удержание курса. "Это привело к тому, что резервы в стране сокращались, потребление и импорт росли, а экономика падала", — объясняет он.

Эксперт отмечает, что сейчас курсообразование останется гибким, но колебания, по сравнению с февралем-апрелем уменьшатся. Теперь политика центробанка переместится в сторону таргетирования инфляции.

Это значит, что НБУ создаст рыночные условия, чтобы цены росли в определенных пределах. Причем, по словам аналитика, центробанк будет ориентироваться на общий уровень цен, а не на конкретные цифры.

Нацбанк будет изменять предложение денег в экономике, утверждает эксперт, и если он правильно оценил спрос на деньги при существующем на рынке предложении, общий уровень цен должен изменяться так, как прогнозирует НБУ. Это политика большинства банков развитых стран — Европейского центробанка, ФРС США, Японского центробанка и так далее.

Переход на таргетирование инфляции заявлен на середину 2015 года. Но для осуществления механизма таргетирования нужно убрать административно регулируемые цены — только тогда на уровень инфляции начнут влиять рыночные факторы: количество денег на рынке и процентная ставка (стоимость кредита может быть заложена производителем в цену конечного продукта, что в итоге приведет к его удорожанию).

Потому реальный переход, такой, как это делала, например, Польша — это вопрос трех-пяти лет.

Сейчас же гривня может начать больше ориентироваться на евро ввиду увеличения объемов торговли с Европой в связи с отменой пошлин на украинские товары. Однако эта переориентация будет происходить не резко, а в течение 2-3 лет. При этом в скором времени при инфляционном таргетировании мы отойдем от ориентира как на доллар, так и на евро, утверждает эксперт.

По словам Жолудя, в первую очередь воспользоваться вдруг открывшимся европейским рынком сможет сельское хозяйство, металлургия, машиностроение и пищепром, а именно производители подсолнечного масла.

"В мире обычно выходят на мировой рынок около 20% от всех компаний, — объясняет эксперт. — Остальные работают на внутренний рынок, кроме специфических производств, ориентированных на экспорт".

Аналитик считает, что у нас доля потенциальных игроков мировых рынков тоже составляет 20%. В основном это крупные компании, которые уже имеют необходимые сертификации, уже имели дело с ЕС и просто будут наращивать объемы экспорта.

Так что первый год особого выхода новых компаний на рынок ЕС ожидать не стоит — главным образом там укрепят свои позиции уже представленные компании. Тем не менее, это поможет Украине нарастить показатели экспорта и тем самым сократить дефицит торгового баланса. Это, вместе с новой курсовой политикой центробанка, направленной на сдерживание уровня инфляции, поможет в следующем году получить заявленный МЦПИ рост ВВП.