НБУ курс:

USD

41,22

--0,06

EUR

45,52

--0,19

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

Правозащитник: Заявление о презумпции правоты полицейского — это манипуляция министра внутренних дел

В понедельник, 26 сентября, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о необходимости ввести в Украине презумпцию правоты полицейского. Как считает министр, такой принцип действует во всех развитых странах мира — США, Канаде, Италии. Delo.ua обратилось к Сергею Перникозе, правозащитнику Ассоциации украинских мониторингов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов, с просьбой объяснить, что подразумевает презумпция правоты полицейского

Министр внутренних дел заявил о введении презумпции правоты полицейского. Что это такое?

Арсен Аваков на волне общественного возмущения из-за гибели патрульных полицейских в Днепре манипулирует правовыми понятиями. Такого понятия в законодательстве нет. Вместо решения проблем, министр МВД ищет выход в "закручивании гаек" для граждан, а не в должной подготовке полицейских, которые выходят на патрулирование. Времени, которое отводится им на подготовку, явно недостаточно. За очень короткий промежуток надо запомнить очень большое количество информации. Это физически невозможно. Сразу после выпуска многие из них "плавали" в элементарных вопросах — как провести задержание и поверхностную проверку. Сейчас уровень подготовки существенно улучшился, но тоже остается недостаточным. Считаю, что подготовка полицейских не должна ограничиваться курсами. Она не должна никогда заканчиваться. Ошибочно также продолжать советские традиции, когда закон зачитывали во время построения. Полицейские должны знать свои права и обязанности.

Как презумпция правоты полицейского действует в развитых странах?

Здесь стоит учитывать, что во многих странах разрешен свободный оборот оружия. Например, во многих штатах Америки. Там полицейский уже точно знает, что правонарушитель вооружен. Продвигая этот закон, Аваков должен учитывать ментальные и правовые особенности украинского общества. В нашей стране свободный оборот оружия запрещен. Полицейский не знает, вооружен правонарушитель или нет. Поэтому не вижу необходимости введения такой презумпции и считаю, что такая законодательная норма абсурдна по своему содержанию. Ведь если требование законно, а человек его не выполняет, то за это и так предусмотрена ответственность. Если же требование незаконно, то и выполнять его нет никакого смысла.

Как Вы думаете, принятие такого закона защитит патрульных полицейских?

Считаю, что это ничего не изменит. Закон дает полицейским и так достаточно механизмов обезопасить себя. Например, после принятия нового закона полиция намного чаще стала использовать наручники. До этого их применяли только при задержании особо опасных преступников. К тому же, по закону полицейский может применить огнестрельное оружие в таких случаях: для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью; для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью; для освобождения заложников или лиц, которых незаконно лишили свободы; для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождения таких объектов в случае их захвата; для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и которое пытается сбежать; для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского; для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.

Что от этой инициативы ждать обычным гражданам?

Из той информации, которую мы имеем на сегодня, у министра внутренних дел еще нет конкретных предложений. Пока есть только заявление в Facebook. Чтобы говорить более конкретно, надо иметь на руках текст законопроекта. Для государства это нормальная практика — требовать подчинения человека. Так намного проще управлять обществом. Этот принцип действует в армии. Солдат не оспаривает приказы начальства, он их просто выполняет. Но руководство должно понимать, что гражданское общество — это не армия. Если все будут сидеть в тюрьме, уровень преступности действительно уменьшится. Но нужно ли будет нам это такой ценой? Кроме того, стоит иметь ввиду, что после принятия Закона "О Национальной полиции" совсем по-другому ведется статистика преступлений. Если раньше учитывались лишь совершенные преступления, то сейчас учитывают все заявления. Из-за этого статистика разных годов может существенно отличаться.