Fun или в карман

Деньги — не единственная составляющая бонусных программ за 2011 год. Украинские компании все чаще прибегают к нематериальным поощрениям

Двадцать человек встречаются в аэропорту Борисполь в условленное время, не зная ни направления движения, ни программы поездки. Из Борисполя они вылетают в Макао (Китай), где неделю будут пытаться освоить быт рыбацкой деревни, сплавляться по реке Чжуцзян и знакомиться с национальными традициями страны. Таким образом компания UBC Group (торгово-промышленный холдинг, специализирующийся на производстве холодильного оборудования) премирует своих лучших продавцов по итогам 2011 года. "Философия поощрений в нашей компании априори не привязана к деньгам, — говорит президент UBC Group Игорь Гуменный. — Внутренние рейтинги сотрудников всех направлений, корпоративная газета, награждение лучших, обучающие тренинги как минимум трижды в год — лишь часть общей программы". Самых эффективных мотивируют не деньги, говорят специалисты по найму руководителей, в компаниях все чаще появляются элементы "ухода" за сотрудниками.

Гибкий режим работы, как в Sun Microsystems, профессиональное обучение, как в Coca-Cola, передвижение по офису на роликах, как в Global Logic, заводской спортзал, как на "Оболони", свидетельствуют о том, что кроме денег людям требуется funky business.

В декабре генеральный директор компании Concorde Capital Игорь Мазепа офисную "зимовку" нарушил экспедицией во французские Альпы — вместе с десятью коллегами отправился в Куршевель. "Мы катались на лыжах по одним склонам с олигархами, играли в "Мафию" с миллионерами, ужинали с ними, выходя за рамки привычной жизни, — рассказывает Игорь Мазепа. — Именно Куршевель является излюбленным местом отдыха украинских олигархов. Я хотел показать людям более высокий уровень жизни и отдыха, цели, к которым можно стремиться и реально достичь. Думаю, эта поездка мотивирует значительно больше, чем денежный бонус". Главный критерий выбора участников путешествия — результат работы. К примеру, в поездке принял участие финансист, закрывший сделку по приобретению недвижимости в Лондоне и том же Куршевеле для одной из украинских компаний. По словам г-на Мазепы, поездка стала не заменой традиционного денежного бонусного вознаграждения, а дополнением к нему. А ее стоимость несопоставимо мала с тем вкладом, который сделали его коллеги.

К нематериальным поощрениям перешли и в "МакДональдз". Победители соревнования для работников ресторанов "В Бремен за кофе", целью которого было повышение продаж кофе в ресторанах сети, посетили немецкий Бремен. Победители другой мотивационной программы "Все звезды" получат билеты на финальный матч Евро-2012. Еще несколько успешно работающих в компании студентов поощрены поездкой на Олимпиаду в Лондон.

Правда, таких примеров на украинском рынке пока немного. Большинство опрошенных "Инвестгазетой" компаний по-прежнему выстраивают годовые поощрения за счет денежных бонусов. Как признался собственник одной из инвестиционных компаний, "подчиненные в большинстве своем циничнее и приземленнее: их, оказывается, интересуют совсем другие вещи — акции и финансовые компенсации (помимо зарплаты) и социальные льготы". Поэтому менеджеры и владельцы бизнесов вынуждены подчиняться требованиям рынка, ибо в противном случае могут возникнуть проблемы с кадрами. По этой причине в последнее время в Украине тенденция сохранится: компании, хотя и без особого энтузиазма, будут поддерживать денежную систему поощрений сотрудников. Особенно это касается таких высокодоходных отраслей, как информационные технологии, телекоммуникации, металлургия, банковский и нефтегазовый секторы.

Мотивация опционами на выкуп акций имеет смысл только для публичных компаний. "В Украине большинство компаний закрыты. Когда акции нельзя продать никому, кроме акционеров, они превращаются в чемодан без ручки", — говорит директор "Аснова-Холдинг" Урфан Гулиев. Он — противник материальных поощрений. Хотя и признает, что полностью от них не уйти. По словам старшего консультанта отдела Human Capital "Эрнст энд Янг" Елены Веселковой, материальная составляющая в большинстве компаний по-прежнему преобладает.

Разные возможности

Нематериальные поощрения — выход и для тех компаний, которые просто не могут "потянуть" большие денежные премии в конце года. В разряд таких отраслей, по мнению компании Talent Advisors, попали некогда богатые инвестиционный рынок и рынок недвижимости, для которых 2011-й был скорее годом голодного пайка, нежели обильных урожаев. По предварительной информации, в 80% инвестиционных компаний выплата бонуса по итогам 2011 года будет растянута на период до девяти месяцев.

"В компаниях финансового сектора снова актуальна поговорка о том, что лучший бонус нового года — сохранить работу старого, — говорит управляющий партнер COMILFO Executive Search Илья Фомин. — Есть ощущение, что люди опасаются сокращений, вспоминая сокращения прошлого года".

Тем не менее исследования в Украине показывают небольшой рост денежных бонусов как среди топ-, так и среди мидл-менеджмента. Консультанты по подбору управленческого персонала отмечают, что подавляющее большинство украинских компаний собираются выплатить бонус высшим руководителям полностью, с естественной коррекцией на показатели эффективности сотрудников. В особенности структуры, являющиеся авангардом бизнес-элиты: ДТЭК, "Метинвест", "Интерпайп", ТНК-BP, "Райффайзен Банк Аваль", которые даже в кризисное время выполняли обещания по вознаграждениям.

Сами компании не спешат анонсировать бонусы сотрудников, которые традиционно будут выплачены в апреле — по окончании финансового года. Вторая причина корпоративного молчания — конкуренция. Особенно внутренняя. Размер бонуса одного из директоров, превышающий бонусы других, создает лишнее напряжение и порождает споры, зависть и претензии по отношению к акционерам. А если бонусы и называют, то только в процентном соотношении к годовому заработку. Традиционный размер бонуса для банковской сферы: на уровне правления — 100% годовой зарплаты, начальникам департаментов — 30%, специалистам — 10%. В частности, бонусы руководства Укрсоцбанка составляют 50-60% годовой зарплаты. Однако основываясь на данных рейтинга зарплат топ-менеджеров, опубликованного Forbes, можно предположить, что в телекоммуникационных компаниях размер годового бонуса CEO составляет $50-1250 тыс. Нефтегазовый сектор и инвестиционные компании не жалеют для управленцев $150-1000 тыс. и $70-900 тыс. соответственно. В группе СКМ бонусы менеджеров управляющей компании достигают 100-120%. Но эта доля не потолок. Низкооплачиваемые специальности могут иметь значительно высший годовой бонус в процентном выражении. К примеру, бонусы продавцов в SUN InBev достигают 150-170% годовой зарплаты.

По данным исследования "Политики выплаты заработных плат и компенсаций", проведенного компанией Ancor SW, в прошлом году премии сотрудникам чаще всего платили за выполнение плана подразделением, компанией и индивидуальную успешность. Наиболее популярным видом премирования среди украинских компаний исследование называет "тринадцатую зарплату".

Еще одна тенденция прошлого года — особый подход к вознаграждению ключевых сотрудников, так называемых талантов. "Если раньше компании жили по принципу "все всем", — говорят консультанты, — то сегодня "избранное избранным".