Go West!

Владимир Лавренчук, председатель правления Райффайзен Банка Аваль, о том, насколько эффективны украинские управленческие традиции

В последнее время снова возрос интерес к дискуссиям о качестве менеджмента и конкуренции на рынке труда. Возможно, причиной стало то, что рынок управленческого труда сильно сузился, количественный спрос на менеджеров — на дне.

Тенденции достаточно определенные. Если говорить о банках, то третий год подряд убыточная деятельность этого сектора и скромные прогнозы роста объемов активов на ближайшие годы требуют пересмотра бизнес-модели многих учреждений. Программы сокращения расходов, и прежде всего затрат на дорогостоящий управленческий персонал, становятся практически безальтернативными. Отчасти из-за того, что ресурс сокращения других расходов уже значительно использован в 2008-2010 годах.

Сколько и каких менеджеров нужно для эффективного банковского бизнеса?

Ответ на этот вопрос зависит от бизнес-модели, уровня автоматизации, внедрения ІТ-технологий и… традиций.

Остановлюсь на последнем. Сила традиций в отдельно взятых рынках (странах) — это уже много раз доказанный фактор. Как правило, мы приводим как оригинальные и эффективные примеры либо специфическую японскую межотраслевую кооперацию и авторитарную дисциплину на предприятиях, либо американскую предприимчивость и прагматизм, либо шведскую социально ответственную бизнес-культуру… В то же время традиционная для Средиземноморья определенная расхлябанность (видна на примере бюджетных расходов) и разросшаяся бюрократия теперь называются причинами новой волны финансовых проблем в Европе.

А каковы украинские управленческие традиции и насколько они эффективны?

Существует популярная аргументация: украинский рынок коррумпированный, непрозрачный, с высоким уровнем теневой экономики и т.д. Эффективно управлять в нем может только менеджер с традиционными навыками управления и знанием этих неписаных правил функционирования системы. Нельзя не согласиться. Однако интеллектуального удовлетворения этот аргумент не приносит, такой подход также не имеет долгосрочной перспективы (я надеюсь). Ибо как только мы попадаем в цивилизованную среду, "наши" становятся растерянными, почти такими же, как в международных аэропортах. Мы часто видим такую картину.

Не вдаваясь в подробности "особенностей национальной карьеры", таких как большая роль позиции/статуса или традиционная прописка в одном месте — несклонность к миграциям в другие города, мой ответ таков: эти традиции эффективны настолько, насколько они востребованы во время "сжимающегося" рынка. Украинский рынок управленческого труда по-прежнему открыт как на "вход", так и на "выход", однако практически работает только в одном направлении — импорт. Внешний спрос на наши традиционные управленческие навыки крайне ограничен или равняется нулю. На примере нашего банка, который находится в трансформации несколько лет и вырастил поколение новых успешных менеджеров, уже можно говорить о примерах экспорта управленческого опыта, однако пока это только единичные примеры.

После ряда лет работы в интернациональной компании я глубоко убежден, что наш успех в Украине зависит от того, насколько успешны мы на международных рынках. И определяется он не только объемами проданной стали или химикатов, а успешной конкуренцией за управленческие позиции в международных компаниях — хотя бы в регионе Центральной и Восточной Европы или как минимум в странах СНГ, не говоря уже о рынках Германии, США, Сингапура и т.п. Ну а дальше — "свій до свого по своє".

В условиях, когда очередные программы реформ каким-то образом обходятся без смены управленческих навыков, а университеты дают преимущественно технологические знания, определяющую роль в формировании конкурентного управленческого инструментария играет бизнес-среда, функционирование международных компаний и банков в Украине. Так в ежедневном сотрудничестве интернациональной управленческой команды быстро, как вирус, распространяется новый mindset. Цена этого изменения высока — время.

За окном — дефицит новых рабочих мест для управленцев, который будет продолжаться еще некоторое время. И выиграет тот, кто склонен к переменам или, словами легендарного украинца и экономиста с мировым именем Богдана Гаврилишина, кто умеет "вчитися, мріяти, діяти".