Южная Африка. Не про футбол

Владимир Лавренчук, председатель правления Райффайзен Банка Аваль, о языках, реформах и авторитетах

-Африканская Республика. Те ее жители, которых я встречал раньше, всегда рассказывали о своей ЮАР, как о "стране грез". Из известных источников можно узнать, что территория страны равна четырем Франциям, население — как в Украине, ВВП на душу населения — $10 тыс. (для сравнения: в Украине — $7,3 тыс. в 2008 году, $6,4 тыс. — в 2009-м). Тут есть большие запасы минеральных ресурсов: 90% мировых запасов платины, 70% — хрома, 40% — золота, а также огромные залежи угля. При этом 43% населения живет на менее чем $2 в день. Также знаем, что официальная безработица составляет около 25% (при этом реальная цифра может достигать 40%) и то, что апартеид существовал еще 16 лет назад. Было интересно прогуляться по этой "стране грез" после таких радикальных изменений в общественном строе.

Благодаря футболу Южная Африка открыла себя в сегодняшнем своем состоянии всему миру и мне в том числе. Матчи проходили в девяти городах по всей ЮАР, многие иностранцы получили шанс познакомиться со страной и ее жителями. И хотя в преддверии турнира было много критики по поводу подготовки стадионов, инфраструктуры, аэропортов, криминогенной и эпидемиологической ситуации, то, что я увидел, — приятно удивило.

Во время поездки мне удалось пообщаться с несколькими десятками жителей ЮАР и близлежащих стран. Среди них были люди разных профессий: экскурсоводы, водители, владельцы гостиниц и ресторанов, таможенники и рейнджеры. Их всех объединяет то, что они хорошие коммуникаторы, знают много языков, дружественно настроенные, с чувством юмора и часто ироничные. Безусловный успех Кубка мира в большой степени базировался на том, что задействованные в организации люди очень приветливы друг к другу и гостям страны.

Очень существенно на успех организаторов влияет знание иностранных языков. Вспоминаю экскурсовода из Замбии — человека, прекрасно знающего свою работу и хорошо владеющего английским. Но мой вопрос — откуда у него знания языка — он ответил, что английский — официальный язык в Замбии, ему там обучают с детства. Он со статусом английского полностью согласен, ведь в стране существует много языков и племен, и вряд ли было возможным выбрать доминирующий из локальных языков, не обидев другие племена. В результате, будучи страной, которая открыта для туристов, Замбия очень выигрывает от того, что английский язык присутствует в масштабах страны. Странная параллель — в нашем банке английский тоже официальный язык: так легче коммуницировать, больше возможностей вписаться в международную среду и никто не обижается на использование одного из двух "местных" языков.

Еще сильно бросалось в глаза, что эти люди ценят моральные авторитеты. Обратили внимание, как приветствовал стадион во время церемонии закрытия национального героя Нельсона Манделу? В Южной Африке никто не сомневается в авторитетности этого человека: индусы, африканеры, бушмены, выходцы из Британии — все его боготворят. Места, где он жил, — главные достопримечательности при проведении экскурсий. Вообще южноафриканцы — большие патриоты своей страны вне зависимости от цвета кожи. Интересно, откуда это у них и как этому научиться?

Большие изменения в ЮАР произошли во времена новейшей истории — до 1994 года тут царил апартеид. Общаясь с южноафриканской коллегой, работающей стратегическим консультантом в одном из университетов, я с интересом узнал о количестве реформ, особенно в области образования, которые позволили преодолеть последствия апартеида и обеспечить доступ к образованию для всех жителей страны. Речь также шла и о других институциональных реформах, направленных на развитие демократии и укрепление прав человека. Реформы в этой стране проводятся быстро и смело. Потом мы перешли к обсуждению украинских реалий. На нашу "дежурную" реплику о том, что Украина — молодая страна, ей всего 18 лет и все у нас впереди, моя собеседница неожиданно спросила: "А сколько же вам нужно времени? Не знаю как у вас, но в моем представлении последствия апартеида для Южной Африки выглядят намного более сложными, чем последствия советского строя для Украины". Сколько противоречий в экономической, сoциальной и культурной жизни южноафриканцам удалось урегулировать за немногим 16 лет без апартеида! Многое мы увидели на футболе и вокруг него. Вывод напрашивается сам по себе: во-первых, не стоит прикрываться фразой "ми ще молода держава", во-вторых, моральные авторитеты должны демострировать свою преданность практическими действиями и безотлогательными реформами.

Согласно определению одного из авторитетных ученых нашей страны, общество можно разделить на две группы: те, кто находяться в полосе быстрых изменений и развития, и страны медленных изменений. Среднего темпа развития попросту нет. Пора бы уже как-то определиться…