Команда мечты

Семь ключевых направлений менеджмента — общий менеджмент, финансы, право, IT, HR, продажи и маркетинг — стали предметом исследования "Инвестгазеты", названного Executive dream team. Команда мечты — это миф или реальность? Миф, близкий к реальности


Что связывает выпускника Донецкого политеха, переводчика с английского и испанского языков, увлеченного IT-шника, летчика, противника бизнес-литературы, писательницу мемуаров и выпускника Колледжа королевы Мэри при Лондонском университете? Сегодня эти люди входят в топ-менеджмент ведущих украинских компаний. Каждый из них был признан лучшим в одной из семи номинаций уникального исследования "Инвестгазеты" Executive dream team. Могли бы эти люди показать лучший результат, если бы им довелось работать вместе?

Люди и цели

Лучшие мировые команды состоят не просто из профессионалов, а профессионалов, влюбленных в компанию, одержимых ее идеями. Соучредитель и CEO компании Apple Стив Джобс не уставал повторять, что Apple нанимает только тех, кто страстно увлечен своей работой. Аналогичных принципов придерживались основатель Microsoft Билл Гейтс, соучредитель Google Ларри Пейдж, менеджмент Sony, основатель компании Ford Генри Форд, создатель Facebook Марк Цукерберг и руководители многих других успешных глобальных корпораций.

Профессионализм и идейность — не единственные составляющие команды мечты. Серьезный отпечаток на ее работу накладывает стиль управления ее лидера. Международные консультанты в сфере HR считают, что наиболее оптимальный и результативный стиль лидерства — баланс диктатуры и демократии. По словам Звездана Хорвата, одного из ведущих консультантов Института Адизеса, демократия нужна на этапе выработки решения, а диктатура в процессе его реализации. Все тот же Стив Джобс умел вовлечь команду в разработку стратегии. По мнению журнала Fortune, один из секретов успеха Microsoft также кроется в создании эффекта причастности персонала к созданию большой цели. Сама цель, которую транслирует основатель корпорации Билл Гейтс — ни много ни мало — изменить компьютерный мир.

Задача топ-менеджера — собрать команду, которая бы разделяла видение будущего развития компании, ее целей и задач, и мотивировать на их достижение. Опрошенные "Инвестгазетой" эксперты едины во мнении, что не нужно стремиться собрать команду звезд, важно создать звездную команду. "Это как в футболе — если все будут звездами, то команда проиграет", — отмечает начальник управления по работе с персоналом Эрсте Банка Сергей Рудь.

Важным инструментом в мотивации и укреплении единства команды выступают внутренние коммуникации. "Топ-менеджерам нужно уметь своевременно реагировать на обстоятельства. Закрытые кабинеты директоров или, наоборот, вечные совещания с перекладыванием ответственности не ведут к успеху", — считает глава представительства Ward Howell в Украине Антон Белогородов. Правильный состав — также один из секретов жизнеспособности и результативности команды мечты. Команде нужны разные люди. Ведущие и ведомые. Те, кто больше работает на внутренние коммуникации, и те, кто нацелен на трансляцию корпоративных месседжей во вне. "Лучшая команда формируется за счет синергии существующих сотрудников компании, хорошо знающих бизнес изнутри и владеющих тонкостями его функционирования и управления, а также новых сотрудников-руководителей, пришедших из другого офиса или из компании-конкурента, привносящих новые знания, инновации и мотивированных к реализации новых задач", — считает директор отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Татьяна Заморская. Однако здесь необходим баланс, крены в ту или иную сторону чреваты.


Продолжение читайте в печатной версии "Инвестгазеты"