Пятнадцать лет мы говорим о необходимости ускорения развития фондового рынка Украины. Безусловно, за эти годы сделано немало. Однако если смотреть со стороны, то сегодня по уровню развития рынка мы находимся позади Берега Слоновой Кости. Так, согласно оценке FTSE, украинский фондовый рынок пока не удовлетворяет требованиям даже самого низкого уровня — Frontier Market, отставая в развитии от таких стран, как Ботсвана, Вьетнам, Маврикий и Нигерия.
Если "развивать" рынок с такой же скоростью — то лет через 10 иностранные конкуренты его просто задушат. Теоретически можно, конечно, ограничить вход иностранцев, но это ни к чему не приведет, точнее, приведет к обратному результату — украинская экономика не получит средств для развития. Ведь одна из главных функций рынка ценных бумаг — это привлечение денег в реальный сектор.
Для развития любого рынка необходим, на мой взгляд, центр консолидации мнений участников рынка. Такую функцию должны были выполнить различные общественные организации, но они с этой ролью не справились. В таком случае функцию консолидации мнений, обозначения приоритетов и конкретных шагов развития следовало взять госрегулятору. Но и Госкомиссия по ценным бумагам таким центром не стала.
Изменить статус-кво можно только с помощью политической воли руководства государства. Тем более сегодня вполне удобное для этого время — президентские, а затем, возможно, и внеочередные парламентские выборы (или, по крайней мере, переформатирование парламента). Будущий президент и глава правительства обязаны понять и признать важность развития фондового рынка для экономики страны. Они должны поставить регулятору конкретные, четкие и измеримые цели и задачи. Не "развить", "расширить" и "углубить", а так, как это делается в бизнесе, — с четкими количественными и качественными показателями, сроками и ответственными за исполнение чиновниками. И с каждого из этих чиновников затем спрашивать за достижение того или иного показателя, характеризующего достижение цели.
Еще раз подчеркну, что сегодня украинский фондовый рынок не дотягивает до требований категории "развивающийся рынок". Изменить ситуацию может только качественный рывок, который вытянет нас из болота. И в этом плане не нужно изобретать велосипед: фондовый рынок, элементы его инфраструктуры и правила игры — это не украинское изобретение. Требования к развивающимся рынкам были выработаны десятки лет назад. Вот лишь некоторые из них.
- Эффективная деятельность регулятора, которая включает в себя активный мониторинг рынка, справедливую защиту прав миноритарных акционеров, свободный и хорошо развитый рынок акций и либеральный рынок иностранной валюты, прозрачные и простые процедуры входа/выхода иностранных инвесторов.
- Развитая расчетно-депозитарная система подразумевает наличие единого центрального депозитария, эффективный механизм клиринга и возможность использования иностранными инвесторами транзитных счетов (оmnibus).
- Широкий спектр инструментов, предусматривающий наличие долгосрочных государственных облигаций, операций с производными инструментами.
- Высокая ликвидность, которая обеспечивается как за счет иностранных инвесторов, в том числе и глобальных, так и, прежде всего, за счет внутренних мощных институциональных инвесторов и широкого круга физических лиц.
Что помешало достичь этих требований к сегодняшнему дню? Предусловием такого положения дел является прежде всего пассивность участников рынка.
Основой консолидации рынка, на мой взгляд, может стать обсуждение стратегии развития фондового рынка на ближайшие пять лет. Такая стратегия определит цели, задачи в порядке приоритетности и перечень конкретных мероприятий для их достижения. Только финалом обсуждения такой стратегии должен стать не очередной дежурный документ "Основные направления развития фондового рынка", который будет пылиться на полке все пять лет, а стратегия и четко расписанный план задач регулятору и другим ведомствам с указанием сроков и ответственных за выполнение. Дальше — исполнение и контроль. И здесь уже нужна политическая воля будущего президента и премьера.