Политик поневоле

Глава Национального банка Владимир Стельмах не очень любит привлекать внимание к своей деятельности. Осторожная политика центрального банка, впрочем, не гарантирует спокойной жизни его управляющим. Даже удержание стабильным курса гривни не спасло бы НБУ о

Глава Национального банка Владимир Стельмах не очень любит привлекать внимание к своей деятельности. Осторожная политика центрального банка, впрочем, не гарантирует спокойной жизни его управляющим. Даже удержание стабильным курса гривни не спасло бы НБУ от критики оппонентов. Сперва эта критика велась в узком кругу экономистов, которые критиковали НБУ за то, что он не может создать действенный механизм "плавающего" курса гривни, а предпочитает держать его на привязи с помощью многочисленных ограничений. Потом, с приходом Петра Порошенко на пост главы Совета НБУ, критика руководства, равно как и призывы к большей свободе операций с валютой стали более публичными.

О том, что над НБУ собрались тучи, стало ясно после информации о возможной ревальвации гривни, что заставило руководство банка даже выступить с опровержением. Меду тем гривня все-таки подорожала, хотя виной этому стало ослабление доллара относительно евро, а не украинский Нацбанк. Это стало еще одним звонком о необходимости изменения политики банка.

И вот на прошлой неделе стало известно, что Владимир Стельмах включен в предвыборный список "Нашей Украины — Народной самообороны". Для банкира, который всегда демонстрировал свою аполитичность, это стало довольно странным шагом. Более того, в любой европейской стране аполитичность главы центробанка — первое из условий независимости его действий. Даже в России и то глава ЦБР — "технарь", но не политик.

Это уже больше похоже на почетную пенсию для близкого друга президента. Типичную головоломку украинской "политэкономики" разгадать несложно — достаточно вспомнить молниеносное восхождение Порошенко в Совете НБУ. Последний уже заявил, что получил от президента "чрезвычайно интересное предложение" поработать в экономическом направлении.