НБУ курс:

USD

41,23

+0,01

EUR

44,91

--0,01

Наличный курс:

USD

41,49

41,42

EUR

45,45

45,30

Последствия хеллоуина. Цены падают, но остаются далекими от стабильности

Колебание мировых цен на нефть, искусственный запрет на экспорт ГСМ, традиционное сезонное снижение спроса на нефтепродукты, затаривание заводских терминалов готовой продукцией дестабилизируют внутренний рынок нефтепродуктов. Причем последние три фактора

Колебание мировых цен на нефть, искусственный запрет на экспорт ГСМ, традиционное сезонное снижение спроса на нефтепродукты, затаривание заводских терминалов готовой продукцией дестабилизируют внутренний рынок нефтепродуктов. Причем последние три фактора оказывают все большее влияние на поведение цен. Пока правительство думает, стоит ли отменять регистрацию контрактов на экспорт ГСМ, производители, чтобы предупредить противоправное администрирование в будущем, решили де-юре доказать нелегитимность запрещения экспорта, существующего де-факто

Инвестиции в производство
Несмотря на сложности, с которыми столкнулись нефтеперерабатывающие предприятия в октябре (заводские терминалы были заполнены ГСМ из-за отсутствия возможности их экспортировать), темпы загрузки производственных мощностей оставались стабильно высокими. Более того, в прошлом месяце поставка нефти на украинские заводы увеличилась на 9,3% по сравнению с сентябрем — до 2 269,7 тыс. тонн. Причем объем переработки вырос за счет увеличения поставок украинского сырья на 3,5% по сравнению с сентябрем — до 199,9 тыс. тонн, а также российского на 15,3% по сравнению с сентябрем — до 2 062,9 тыс. тонн. На фоне постоянных обещаний правительства Казахстана увеличить поставки нефти по нефтепроводу "Одесса — Броды" (по данным украинского правительства, три четверти сырья должно попадать на украинские НПЗ) поставка казахстанской нефти в октябре сократилась на 92,5% по сравнению с сентябрем — до 7 тыс. тонн. К сожалению, это устойчивая тенденция нынешнего года.
Интересен и еще один аспект, который до сих пор не могут заметить в нынешнем топливно-энергетическом блоке правительства: за счет прихода крупных российских нефтяных компаний только за январь-октябрь 2004 года дизельного топлива и бензина в Украине произведено столько же, сколько на отечественные НПЗ было поставлено нефти за весь доприватизационный 1999 год.
Более того, нефтяные компании не снижают инвестиционных темпов. В частности, "ЛУКОЙЛ — Одесский НПЗ" в будущем году планирует начать производство авиационного топлива марки Jet A, которое будет сертифицировано международной компанией Bureau Veritas, что позволит торговать этим топливом на внешних рынках. Кроме того, "ЛУКОЙЛ — Украина" в 2006 — 2008 гг. планирует модернизировать на своем НПЗ установки риформинга и гидроочистки дизельного топлива. Общий объем инвестиций на этот период составит порядка $100 млн.
Другая компания — "ТД ТНК — Украина" — планирует инвестировать в будущем году в "ЛиНОС" порядка $30 млн., что сопоставимо с объемами финансирования модернизации предприятия в 2003 году — $27 млн. "ТНК — Украина" удалось довольно эффективно вывести "ЛиНОС" из кризиса банкротства. Инвестиции в НПЗ будут направлены в строительство битумной установки, которая позволит выпускать 400 тыс. тонн битума в год; установку изомеризации, которая позволит производить высокооктановые компоненты и улучшить качество нашей продукции. Также предлагаем заводу свои технологии для того, чтобы повысить эффективность использования того оборудование, которое есть", — рассказал "Инвестгазете" Энтони Консидайн, исполнительный вице-президент, руководитель блока маркетинга, продаж и переработки "ТНК — ВР".
Инвестпланы нефтяников позволяют утверждать, что конкуренция на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов выходит на новый уровень. Отчасти с этим — с минимизацией затрат в условиях обострения конкуренции — связано желание "Укртатнафты" приобрести 43% акций "Укрнефти", принадлежащих государству. Собственно, этим продиктована и встреча, состоявшаяся в Антимонопольном комитете Украины. АМК и крупнейшие производители нефтепродуктов Украины ("Укртатнафта", "ТД ТНК — Украина", "ЛУКОЙЛ — Украина", "Казахойл — Украина", НПК "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья") договорились о взаимных действиях по развитию и защите конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов.

Нестабильность цен
Пока же на поведение цен на рынке нефтепродуктов больше оказывает влияние не фактор конкуренции (за счет чего цена в период падения спроса должна снижаться), а административный фактор (снижение переработки сырья из-за отсутствия возможности сбыта, в частности, экспорта продукции).
"Некоторая напряженность в возможности закупки ГСМ раньше была связана с тем, что хозяйства очень плохо покупали горючее весной и летом из-за неурожая. Поэтому к моменту, когда начались уборочные работы, дизтопливо было накоплено не на всех НПЗ — ведь заводы работали равномерно и не увеличили выпуск солярки в канун сентября, поскольку в прошлом году сельхозпроизводители его не купили. Но эту проблему удалось довольно быстро разрешить, договорившись с нефтяными компаниями, хотя и в этот раз хозяйства не купили весь запланированный объем топлива. На весну мы начинаем запасаться "дизелем" уже сейчас, и у нас заключен договор с нефтяниками о низкой фиксированной цене. Поэтому смысла в регистрации контрактов на экспорт нефтепродуктов нет", — отметил Иван Кириленко, вице-премьер-министр Украины по вопросам агропромышленного комплекса. Именно поэтому нефтяные компании, в частности, "ТД ТНК-Украина", обратили внимание Высшего хозяйственного суда Украины на то, что постановление Кабмина №1457 не соответствует статьям 2, 5, 7-9 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности".
Негативное влияние постановления о регистрации контрактов на экспорт подтверждает и поведение цен. Во-первых, стоимость ГСМ в опте снижается более медленными темпами, чем в прошлом году. Во-вторых, разброс цен на бензины остается очень высоким. В частности, тонну 76-го бензина 10 ноября можно было купить за 1790 грн. и 1900 грн., 92-го — за 2050 и 2180 грн.
В-третьих, снижение оптовых и розничных цен в первой декаде ноября приостановилось. Стоимость горючего на 70% АЗС остается стабильной, а средняя цена в рознице в некоторых регионах даже выросла. Так, в первой декаде литр Аи-98 в Запорожской области подорожал на 25 коп., Херсонской — на 4 коп., Аи-95 в Николаевской — на 2 коп.,
А-80 в Хмельницкой обл. — на 1 коп.
Но временная нестабильность не мешает крупным розничным сетям наращивать инвестиции в развитие. В частности, "ТД ТНК — Украина", владеющая крупнейшей в Украине розничной сетью, в будущем году потратит на развитие собственной сети АЗС $57 млн., в результате чего число АЗС с долей компании вырастет до 370.