Власть по плану. Как Кабмин намерен оздоровить госфинансы

Какие преобразования намерен провести Кабинет Министров, чтобы через год экономика Украины показала рост

На прошлой неделе правительство Украины приступило к реализации самой существенной части своей программы — сокращению расходной и увеличению доходной частей госбюджета. Два законопроекта с красноречивыми названиями "О внесении изменений в Госбюджет на 2014 год" и "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" представлял лично премьер Арсений Яценюк. "Если данные законы приняты не будут, мы прогнозируем дефолт и падение ВВП на 10%", — честно предупредил он депутатов. И они в тот же день, правда, не без пререканий, приняли эти законы.

По данным Кабмина, суммарный прогнозный дефицит госфинансов в 2014 году равен 289 млрд. грн., из которых 71,6 млрд. грн. приходятся на долю дефицита госбюджета, а 34 млрд. грн. — на долю его завышенных доходов. Остальное — пропавшие, по словам Яценюка, с казначейского счета средства территориальных общин (79,8 млрд. грн.), переплаты по налогу на прибыль и невозмещенный НДС, а также дефицит местных бюджетов и ожидаемый рост стоимости российского газа с $268,5 до $480 за 1 тыс. кубометров.

Собственно, плачевное состояние экономики — не новость. В программе, принятой почти сразу же после утверждения нового состава правительства, Кабмин основное внимание уделил выполнению всех условий МВФ, необходимых для получения финансовой помощи, в том числе ЕС и США. Среди первоочередных задач были заявлены: жесткая экономия бюджетных средств, отмена налоговых льгот, реформа государственного управления и борьба с теневой экономикой.

Сто шагов

Констатируя самый глубокий за всю историю независимой Украины политический, экономический и социальный кризис, власть задекларировала основные цели до 25 мая, когда должны состояться выборы президента и соответственно перезагрузка системы государственной власти, в том числе для ее легитимизации.

Утвержденная программа КМУ, на первый взгляд, мало чем отличается от многочисленных примеров прежних подобных документов. Взять хотя бы программу социально-экономического развития, принятую кабинетом Николая Азарова в 2011 году. В ней на 124 страницах планов на 2012-2014 годы значились и сокращение госпрограмм (со 112 до 60), и усиление роли регионов в обеспечении роста экономики, и повышение обороноспособности государства.

Единственное, что отличает задумки предыдущего правительства — наличие конкретных цифр предполагаемого роста экономики по двум сценариям: оптимистичному и пессимистичному. Другое дело, что планы эти оказались далеки от реальности. Вместо худшего варианта в 5,5% рост ВВП в 2012-м оказался всего 0,2%. В нынешнем году Минфин прогнозирует падение на 3% (вместо роста на уровне 7%, который предполагался три года назад).

В рамках новой программы Мин-экономразвития разработало проект плана под названием "100 дней — 100 шагов правительства". Как сообщили "Инвестгазете" в министерстве, на момент подготовки номера документ находился в стадии доработки.

Он символично насчитывает 100 пунктов, разбитых на блоки. План систематизирован по направлениям с указанием ответственных ведомств и сроков исполнения. Однако и здесь не содержится никаких цифр (за редким исключением, например, сокращение количества разрешительных документов на треть). Все ограничивается лишь принятием профильных нормативных актов.

Впрочем, декларативность и немногословность документа не все склонны рассматривать как недостаток. "Прежние планы правительств были не только декларативными, но и бесконечно длинными", — говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. По его мнению, в "ста шагах" четко видно, какие цели перед собой ставит Кабмин. Это не декларация, а намерения, под которые можно подвести конкретные параметры и определения. Безусловно, эти намерения должны быть поддержаны конкретными шагами, считает эксперт.

Топ-10 мер, которыми правительства надеется улучшить государственные финансы

1. Налог на прибыль. Отказ от снижения ставки до 16% к 1 января 2016 года с сохранением ныне действующей ставки в 18%.

2. НДС. Отказ от снижения ставки до 17% с 1 января 2015 года с сохранением ныне действующей ставки в 20%. Обложение НДС операций по экспорту зерна. Временно, до 1 января 2015 года, это правило будет касаться только сельхозпроизводителей, самостоятельно вывозящих свою продукцию за границу. Речь идет только о так называемой "первой поставке", то есть продаже зерна первому посреднику за границей или внутри страны. Все остальные посредники не будут платить НДС и, соответственно, не смогут претендовать на возмещение налога. Тем самым рушатся схемы по "накручиванию" сумм к возмещению, одновременно стимулируя сельхозпроизводителей самостоятельно экспортировать свою продукцию.

Выпуск НДС-облигаций для возмещения налога, общая сумма задолженности по которому уже достигла 21,7 млрд. грн.

3. Налог на доходы физлиц. Введение прогрессивной шкалы налогообложения для пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, инвестиционная прибыль). (До 20 тыс. грн --- 0%, 20-236 тыс. грн --- 15%, 236-500 тыс. грн --- 20%, 500+ тыс. грн --- 25%).

Обложение налогом пенсий свыше 10 тыс. грн. (база налогообложения — сумма превышения).

4. Акцизы. Увеличение ставок:

С 1 мая 2014 года на пиво с 0,87 до 1,24 грн./л (рост 42,5%)

С 1 июля 2014 года на табачные изделия на 25%. Пачка сигарет, которая сейчас стоит 15 грн., после повышения акциза будет стоить 16 грн.

С 1 сентября 2014 года на спирт и алкогольные напитки (кроме натуральных виноградных вин) с 56,42 до 70,53 грн./л. 100%-го спирта (рост 25%). Бутылка водки подорожает с 32 грн. до 35 грн.

В два раза увеличить ставки акцизного сбора на новые легковые автомобили и мотоциклы с двигателем более 0,5 л, а также обложить этим сбором мотоциклы объемом двигателя до 0,5 л на уровне 0,06 евро за 1 куб. см.

Введение акциза на альтернативные виды моторного топлива в размере 139 евро/тонна.

5. Повышение ренты на добычу полезных ископаемых

Введение единой ставки платы за недропользование при добыче всех неэнергетических, нерудных полезных ископаемых, воды, грязей — 5% (вместо нынешних 2-7,5%).

Ставка за недропользование при добыче нефти сохранена на уровне 39% (вместо предложенных 42-45%).

За добычу газа ставка ренты для частных компаний повышена с 25% до 28% (при глубине добычи до 5 км) и с 14% до 15% (при большей глубине добычи). Для госкомпаний ставки не изменились.

6. Повышение в два раза ставок сбора за пользование радиочастотным ресурсом. Исключение сделано для малых пользователей, работающих на полосах радиочастот 15 МГц. Для них ставка поднимется только на 50%.

7. Увеличение ставок сбора за специальное использование воды, лесных ресурсов, а также за первую регистрацию транспортных средств на уровень инфляции (8,3%).

8. Взимание налога на недвижимость не жилой, а с общей площади помещений.

9. Продажа госрезиденций, дач, санаториев и транспорта чиновников.

10. Сокращение количества госслужащих на 10%, или около 24 тыс. чел. из 249 тыс.

Бюджетная экономия

Основная часть раздела, посвященного госфинансам, отведена сокращению расходов. В начале марта Арсений Яценюк обозначил размер необходимого сокращения расходов на уровне 65-80 млрд. грн. Позднее министр финансов Александр Шлапак назвал более скром-ную цифру — 23 млрд. грн. В итоге расходы сократили на 25,4 млрд. грн. При этом задекларированный предыдущим правительством дефицит бюджета на уровне 71,6 млрд. грн. сократили всего на три миллиарда.

Планы экономии Минфина изложены на 46 страницах и содержат почти 120 заданий. Так же, как и правительство Азарова, новый Кабмин предлагает сократить почти два десятка госпрограмм. Большинство из них были приняты еще в 2007-2008 годах и некоторые должны были уже завершиться, однако из-за хронического недофинансирования так и остались на бумаге. Ранее Александр Шлапак заявлял, что уже отменены 42 программы и 80 решений правительства общим объемом финансирования 48 млрд. грн.

Приметой нового времени стал курс на распродажу госимущества. И.о. президента Украины Александр Турчинов уже издал указ о продаже госрезиденций, дач, санаториев и транспорта чиновников. В том числе и возвращенную в госсобственность резиденцию "Межигорье". За счет вырученных денег планируется, например, повысить обороноспособность армии и выполнить социальные обязательства. На организацию аукционов отводится всего один месяц.

Среди прочего подробно перечислены планы пересмотра разного рода видов доплат отдельным категориям работников, постепенный перевод на самофинансирование ряда культурных, оздоровительных и спортивных учреждений. А также оптимизация системы госуправления на всех уровнях: от устранения дублирования отдельных функций до ликвидации отдельных ведомств. Уже решен вопрос о слиянии Минпромполитики с Минэкономразвития, есть план ликвидации Госинспекции по контролю за ценами.

Корректировки в бюджет и пакет антикризисных мер правительства, который после долгих дискуссий депутаты все-таки приняли, по расчетам Минфина, позволят увеличить доходную часть сразу на 29 млрд. грн. до конца года. А в следующем году — на 50 млрд. грн. Правительство демонстрирует настойчивость и "продавливает" нужные решения через парламент. Правда, не без уступок.

Налоговая реформа

Разумеется, повышение налогов не вызывало восторга у бизнеса еще на этапе подготовки законопроекта. Не все инициативы прошли жернова парламента. Например, правительство хотело ввести единую ставку акциза на дизтопливо в размере
98 евро/тонна (сейчас она колеблется от 46 до 98 евро в зависимости от качества топлива). Это, по мнению директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, кроме удорожания топлива для потребителей, сделало бы более выгодным импорт низкокачественного дизтоплива российского производства.

Вместо этого рынок предложил либо пропорционально поднять существующие ставки, либо увеличить поступления за счет борьбы с теневым рынком нефтепродуктов. Его объем эксперты оценивают в 2,5 млн. тонн, или четверть годового потребления, что потенциально может принести в бюджет дополнительно 8,5 млрд. грн. акциза и НДС. В результате Минфин отказался от идеи единой ставки и согласился увеличить акцизы в зависимости от качества топлива с 46-98 евро/тонна до 98-128 евро/тонна.

Наиболее жаркие споры разгорелись вокруг обложения налогом с доходов физлиц процентов, начисляемых на банковские депозиты. Премьер, картинно пожурив министра финансов, предложил облагать не все депозиты, а только вклады размером более 50 тыс. грн. В итоге сумма "отсечения" выросла до 100 тыс. грн. По расчетам Минфина, таких вкладов лишь 1,5%. Но данную идею раскритиковал глава НБУ Степан Кубив, назвав ее несвоевременной.

В итоге Кабмин, по словам Александра Шлапака, предложил прогрессивную шкалу налогообложения со ставками 15%, 20% и 25% к пассивным доходам (дивиденды, проценты, роялти, инвестиционная прибыль). Новый проект правительства (о предотвращении финансовой катастрофы) объединил все вышеперечисленные идеи. Среди прочего, повышается рента на добычу полезных ископаемых. "Мы поднимаем плату за нефть и газовый конденсат. Большие монопольные компании обязаны платить в бюджет", — считает Арсений Яценюк.

В этой связи стоит заметить, что многие инициативы нового Кабмина повторяют планы прежнего правительства, которое также, например, предлагало ввести налогообложение депозитов и повышение акцизов. За что его критиковали.

Но без решительных мер не стоит даже надеяться на исправление ситуации в экономике. Чтобы увеличить поступления, в Минфине предлагают отказаться от запланированного в Налоговом кодексе понижения ставок НДС и налога на прибыль, закрепив их на действующем уровне 20% и 18%. Если в правительстве Николая Азарова еще надеялись на поэтапное снижение ставок, то теперь речь об этом уже не идет.

Для решения проблемы с возмещением НДС Кабмин инициирует выпуск НДС-облигаций. Предыдущее правительство хотело решить этот вопрос путем эмиссии казначейских векселей на 12 млрд. грн., но против такой меры категорически возражал МВФ. Сейчас Фонд не возражает против НДС-облигаций, но бизнес, по словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко, хотел бы быть уверен, что при возмещении налога все компании будут равны перед законом. В 2010 году правительство Николая Азарова уже выпускало подобные бумаги, но тогда предприятия могли получить живые деньги, продав эти облигации лишь ограниченному кругу учреждений.

Автоматический возврат НДС, равно как дерегуляция и введение стандартов и технических регламентов ЕС, призваны сформировать благоприятный бизнес-климат. И здесь на первый план выходит борьба с коррупцией.

Выход в свет

Заявления новых руководителей профильных министерств пока напоминают речи предшественников. Первый замминистра доходов и сборов Игорь Билоус объявил о курсе на ликвидацию "налоговых ям" и конвертационных площадок и призвал всех честно платить налоги. Учитывая, что ставки основных налогов уменьшаться не будут, ответить на вопрос, как именно власти будут бороться с теневой экономикой и зарплатой в конвертах, чиновник затруднился. На данном этапе для него задача номер один — стабилизация объемов налоговых поступлений.

В перспективе, с 2015 года, Мин-экономразвития обещает сократить количество налогов и сборов до восьми основных, а также проработать перечень видов лицензионной деятельности, урезав его минимум на 30%. В министерстве заявили, что собираются пересмотреть
24 закона.

Важной вехой борьбы с коррупцией может стать запрет на возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов, если предприятие оспаривает насчитанные фискальными органами суммы в административном или судебном порядке. Как известно, этот метод шантажа налоговиков безотказно действовал на предпринимателей.

Кроме того, вместо ликвидируемой налоговой милиции в Украине хотят создать службу финансовых расследований. Глава правительства поручил подготовить необходимые документы для включения в состав новой службы подразделений МВД и СБУ по борьбе с экономическими преступлениями. "Должен быть один орган, который занимается финансовыми нарушениями, а не взяточничеством и взиманием средств с бизнесменов", — заявил на прошлой неделе Арсений Яценюк.

Важный резерв дополнительных поступлений — организация прозрачного механизма госзакупок. В 2013 году СБУ оценила объем взяток в данной сфере в 35-52,5 млрд. грн. ежегодно. Новый закон был подан в парламент на прошлой неделе. И это тоже один из пунктов программы нового правительства.

Собственно, правительство не зря лишь очертило круг задач и те законодательные изменения, которые нужны для их решения. Реальные результаты работы нового Кабмина, по оценке Василия Юрчишина, проявятся только во втором полугодии, когда разработчики перемен уже могут уйти в отставку. Поэтому главным критерием эффективности их работы можно считать максимальное выполнение нормативных изменений.