Автопробегом по американскому бездорожью — о семейном фильме "Автомонстры"

В дни новогодних праздников в кинотеатрах показывают семейный фильм с фантастически-гоночным уклоном "Автомонстры". Это стопроцентно американский фильм, родом из тех краев, где в почете традиционные ценности, большие грузовики и музыка кантри, где стремятся быть выше, больше и сильнее, замечает кинокритик Сергей Васильев

Лента "Автомонстры" Криса Уэджа соединяет сразу несколько традиционных тем семейного кино — непростые отношения родителей и детей, увлечение подростков автомобилями и гонками, заботу о домашних питомцах, первую любовь (конечно же) и — главное — дружбу с фантастическими существами, приправленную борьбой за охрану природы, которой угрожают жадные дельцы.

Из каждой из этих сюжетных нитей могла бы сплестись неплохая — пусть и не особо оригинальная — лента, как это, собственно, бывало не раз. Но авторы "Автомонстров", видимо, решили, что отличных идей мало не бывает — и механически соединили их все в одно целое. Удивительно, что полученный в итоге результат, напоминающий детскую конструкцию из разноцветных кубиков, вышел достаточно устойчивым и сохранил привлекательные черты многочисленных "оригиналов".

Общий язык с "монстром"

Подросток Трипп (Лукас Тилл), мастер на все руки, мечтает о собственной машине, которой должен стать старенький грузовичок. Он усердно собирает свое авто на свалке автомобилей (ее хозяина играет Дэнни Гловер). Однажды туда попадает невиданный зверь из подземного мира, питающийся нефтью: его вместе с несколькими собратьями буквально достали из глубин земных во время бурения.

Трипп с "монстром" легко находит общий язык и даже придумывает зверю применение, помещая в авто вместо двигателя. "Монстр" не против.

О жестоком обращении с животным речь не идет. Жестоко обойтись с ним хочет как раз нефтяная компания, не желающая потерять ценное месторождение из-за необходимости защищать новооткрытый вид. Поэтому Трипп решает помочь новому другу вернуться в родную среду обитания. "Аккомпанировать" ему в этом берется милая одноклассница (Джейн Леви), которая испытывает симпатию к парню.

Будто в классической итальянской "комедии масок", потенциалы персонажей заявлены изначально и не претерпевают во время фильма значительных изменений. Главные герои — особенно Трипп — при этом выглядят старше своих школьных лет, действуют уверенно и четко. Второй же человеческий план ленты в значительной степени выписан в заостренно комедийном стиле. На этом фоне несколько выделяется разве что местный шериф — отчим Триппа в исполнении Барри Пеппера. В комедийный дивертисмент, последовательно выстраиваемый весь фильм, актер добавляет немного человеческого тепла.

Заигрывая с драматизмом

Непоколебимая уверенность героев в себе заражает картину вирусом отстраненности. Реальные риск и угрозы жизни присутствуют на экране, но не позволяют воспринимать себя по-настоящему серьезно. Кажется, что авторы фильма лишь заигрывают с драматизмом, намекая на него использованием устоявшихся шаблонов. В итоге даже та жестокость реальности, которая встречается на экране, в силу общей комедийной атмосферы и несклонности ленты к рефлексии не привлекает зрительского взгляда.

В прямолинейной однозначности проявляет себя главная черта "Автомонстров" — это глубоко американский фильм, родом из тех краев, где ценят традиционные ценности, большие грузовики, музыку кантри и стремятся быть выше, больше и сильнее.

Каждая из следующих автомобильных сцен (а их в фильме немало) штурмует новые зрелищные высоты, в том числе добавляя машины большего размера (в этой гигантомании авторы доходят до комедийного предела). И в то же время, строго придерживается четких моральных координат и умело демонстрирует роль и значение семьи для каждого из главных героев.