Британский сатирик снял "Смерть Сталина", чтобы посмеяться над Трампом и Brexit

Фильм "Смерть Сталина" показанный на кинофестивале в Торонто TIFF, смешное кино. Но автора ленты Армандо Ианнуччи на самом деле волнует не Россия, а нынешняя политика США и последствия Brexit в Европе
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Торонто завершается TIFF — фестиваль, лучше всех остальных балансирующий между авторским и массовым кино. Один из самых эффектных фильмов, показанных на фестивале, — "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи, пишет "Медуза" . Егор Москвитин замечает, что "это уморительно смешное кино". Но Россия, по мнению кинокритика, волнует автора фильма меньше всего. Объектом его сатиры на самом деле выступает нынешний политический истеблишмент США и последствия Brexit в Европе.

Армандо Ианнуччи — британский сатирик, сценарист и режиссер. Его главные шоу в Англии — политические комедии "Гуща событий" и "В петле" и фантастическое мокьюментари Time Trumpet. Его самый большой успех после переезда в Голливуд — ситком HBO "Вице-президент".

Реальные события в "Смерти Сталина" переплетаются с вымыслом и с допущением, необходимым, чтобы ускорить ритм сюжета. Сталин умирает в том числе и потому, что охрана боится зайти в его кабинет, пока парализованный, но еще живой генсек лежит на полу. Следующие за его смертью разборки в Политбюро занимают не месяцы, а считанные дни, чтобы кульминация совпала с похоронами.

Сценаристы раскопали для фильма реальные истории, современному обывателю малознакомые, — например, гибель целой хоккейной команды по вине сына Сталина — Василия. И все же развесистой клюквы здесь хватит, чтобы накормить витаминами целую страну: к примеру, маршал Жуков носит под шинелью сразу два "калашникова", а триггером смерти вождя становится открытка, которую ему отправляет пианистка-диссидентка, блестяще сыгранная Ольгой Куриленко. Впрочем, запомнится фильм мужским ансамблем: Стивом Бушеми (Хрущев), Джейсоном Айзексом (Жуков), Рупертом Френдом (младший Сталин), Джеффри Тэмбором (Маленков) и многими другими.

Если и судить "Смерть Сталина", то только как трагикомический фарс — фильм превосходит все полнометражные работы Ианнуччи и почти приближается к сияющему злословию "Вице-президента". Искрометных шуток и актерской легкости здесь так много, как будто признанные мастера собрались не играть, а отмечать Рождество в прямом эфире — поэтому местами фильм здорово напоминает сатирический спецвыпуск какой-нибудь "Игры престолов", а не интерпретацию реальных событий. Юмор по понятным причинам преимущественно черный, но актеры настолько пренебрегают соблюдением дистанции с героями, что те даже кажутся симпатичными. Огромное количество страшных вещей, чтобы не портить зрителю настроение, оставляют за кадром. За исключением разве что двух смертей, показанных с предельным физиологическим натурализмом и нарочито крупным планом: Ианнуччи явно помнит телерепортажи об убийстве Каддафи.

Удивительное внимание к деталям советского быта естественным образом уживается в кадре с, например, надписью Exit на английском языке в советском кабинете — так авторы подчеркивают, что театральная вакханалия им дороже реализма, а Ианнуччи, возможно, еще раз припоминает соотечественникам Brexit. Если бы не история, на которую российскому зрителю будет очень сложно закрыть глаза, этот фильм был бы идеальным праздничным телеспектаклем — над ним можно было бы смеяться каждый год.

Егор Москвитин, "Медуза".