НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Ценность высшего образования не в знаниях, а в изменении мировоззрения — Денис Довгополый, GrowthUP Group

Образование, как и другие отрасли, в цифровую эпоху переживает серьезные изменения. Delo.UA решило поговорить с основателем бизнес-акселератора GrowthUP Group о тенденциях в современном образовании, влиянии онлайн-курсов и их восприятии работодателями

В рамках работы украинского бизнес-акселератора для технологических стартапов GrowthUP его основатель Денис Довгополый и команда с 2008 года прочитали лекции по технологическому предпринимательству для почти 6 тыс. слушателей. Недавно Минобразования подписало с акселератором соглашение о сотрудничестве, которое должно помочь украинским ученым коммерциализировать собственные разработки. На предстоящей в апреле IT-конференции iForum Довгополый выступит с докладом "Трансформация образования в постиндустриальную эпоху". Delo.UA решило выяснить у предпринимателя, какие изменения происходят в образовании и как они отразятся на жизни современников.

Насколько велик интерес к теме образования в нашей стране?

Есть несколько причин. Образование сейчас претерпевает достаточно большие изменения, что влияет не только на развитие общества, но и на развитие бизнеса. К тому же наша страна часто показывает отличные результаты в области ИТ-разработки, но при этом университеты запаздывают с количеством специалистов. Более того, качественный уровень выпускников не всегда соответствует требованиям работодателя, фундаментальная подготовка очень хорошая, а прикладная отстает.

На iForum у вас будет доклад "Трансформация образования в постиндустриальную эпоху". Как выглядит эта трансформация и какие проблемы возникают на ее пути?

Я давно занимаюсь образованием, и в этой сфере есть несколько ключевых проблем, на которые я хочу обратить внимание. Главная проблема — нарастает разрыв поколений. В течение многих веков каждое поколение учило последующие технологиям своего времени, а не чему-то принципиально новому. В средние века, когда общество и прогресс развивались не такими быстрыми темпами, это не было большой проблемой. Но сейчас даже 20-летний технологический разрыв существенно меняет подход к передаваемым знаниям. Обусловленный этим кризис постоянно нарастает, причем не только у нас, но и во всем мире. Из-за этой проблемы коренным образом изменяются структуры образования.

На смену классическому образованию постепенно приходит онлайн-образование. Но здесь тоже есть серьезная проблема: в среднем до 95% тех, кто начал курс, не проходят его до конца. И все же с ростом доступности образовательных материалов у нас будет меняться качественный состав наших элит. Если ранее образование было доступно только тем, кто мог за него заплатить, то сейчас его может получить любой с достаточной самомотивацией, сидя дома, а не в учебном классе. В этом направлении ожидаются некоторые изменения, о которых я хочу рассказать.

Кроме того, моя лекция посвящена новым синтетическим специальностям, когда объединяются направления, ранее никак не пересекавшиеся. Например, сейчас можно легко получить хорошее образование одновременно и в математике, и в искусстве. Раньше это не было доступно: надо было окончить два учебных заведения. Сейчас можно получить одно очное образование, допустим, по математике, и параллельно получить достаточно качественные знания в области искусства с помощью онлайн-курсов.

С моей точки зрения, подобный подход открывает широкие возможности. Я знаю примеры специальностей, которые появились именно таким образом. Так, если 20 лет назад генные инженеры были биологами по образованию, то сейчас они в первую очередь,программисты. Произошел синтез двух специальностей — программирования и биологии, что привело к появлению генной инженерии. Думаю, таких специальностей будет все больше.

Насколько сейчас популярно онлайн-образование?

Его роль настолько велика, что теперь можно вообще не получать традиционное "оффлайновое" образование. Многие ведущие университеты, такие как Стэнфорд, MIT и другие, открыли курсы онлайн-обучения. В итоге отсутствие высшего образования уже не является каким-то камнем преткновения для работодателя. Если ранее соискателю могли отказать, потому что "без образования не берем", то теперь достаточно получить диплом какого-либо второразрядного института и дополнить его курсами ведущих университетов. Подобный результат может быть воспринят работодателем как вполне хорошее достижение. У студента есть три пути: получить классическое очное образование, онлайн-образование или скомбинировать оба типа.

Но наличие диплома вуза все еще остается обязательным требованием для многих работодателей?

Ценность высшего образования не в тех знаниях, которые ты получаешь, а в изменении мировоззрения. Если ранее его можно было получить только в университете, то сейчас это можно сделать сидя дома. Одно дело, когда ты ходишь каждое утро на учебу в университет, а другое — когда ты находишься дома и вместо развлечений включаешь ноутбук и слушаешь онлайн-курс. Вообще, я до сих пор скептически отношусь к онлайн-образованию как к основному. Но очень позитивно смотрю на него как на дополнение к очному образованию.

Однако я очень большой консерватор в данном вопросе, и не все думают так, как я. Скорее наоборот, многие компании сегодня принимают на работу людей без очного образования, полученного в вузе. Кроме того, немало работодателей ценят онлайн-образование даже больше, чем классическое. Ведь это говорит о том, что человек более силен в самодисциплине, в постановке задач и достижении целей, чем тот, который каждый день ездил на учебу в университет.