НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,53

41,47

EUR

46,45

46,30

Как эффективно провести презентацию. Пять практических советов

Николай Ляхович, бизнес-тренер компании SMART Consulting, рассказал Delo.UA, как эффективно презентовать себя, товары или услуги и получать максимальную пользу от выступления
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

1. Начните с формулирования целей. Формирование целей — главная задача. Иначе неизвестно, к чему вы придете в итоге. Например, часто цель собеседования при устройстве на работу — выгодно представить себя. Но ведь вы хотите работать в компании, а не просто показать себя. Значит, цель здесь не самопоказ, а презентация, после которой вы становитесь сотрудником компании. Если же речь идет о продукте или услуге — ваша цель продать, а не просто рассказать о новшестве. Поэтому планируя любую презентацию, обязательно сначала определите ваши цели в ней.

2. Не бойтесь волнения. Причиной волнения обычно является боязнь не соответствовать: человек знает, что его будут оценивать, поэтому боится получить "низкий бал". Это происходит как на собеседовании, так и на выступлениях перед аудиторией.

Необходимо относиться к волнению как к естественному процессу. Волнение, которое возникает в момент выхода или начала собеседования, может играть как положительную, так и отрицательную роль. Плюс состоит в том, что вырабатываемый адреналин заставляет мозг активнее думать. Однако бывает, что страх нас не активизирует, а парализует. Поэтому если вы нервничаете и беспокоитесь как вас воспримут, поменяйте направление восприятия. К примеру, начните беседу таким образом, чтобы понять, готова ли аудитория воспринять презентуемую вами идею.

Некоторым помогает следующий подход. Когда совсем страшно, они начинают рассматривать детали на человеке или в аудитории, перед которой находятся — элементы одежды, аксессуары, мебель. Таким образом, ум отвлекается от своих "тараканов" на внешние, вполне реальные вещи. Нужно просто дать себе команду найти как можно больше деталей, при этом продолжая вести разговор. Это абсолютно не мешает самой беседе, по крайней мере, отвлекает гораздо меньше, чем страх.

Еще один метод снижения волнения называется "генеральская шинель". Когда человеку страшно — он съеживается, прячет голову в плечи. Наша поза и психологическое состояние тесно связаны друг с другом. Проведите маленький эксперимент — пребывая в хорошем расположении духа, скукожьтесь, поднимите плечи, спрячьте голову, и в этом положении посидите пару минут. К концу эксперимента от вашего отличного настроения ничего не останется... Поэтому рекомендация очень простая — плечи расправить, вдохнуть поглубже, откинуться на стуле.

Итак, четыре простых метода, которые помогут вам снизить страх перед и в процессе презентации: хорошо подготовиться, поменять направление восприятия, расслабиться в рассматривании деталей и принять открытую, ненапряженную позу.

3. Структурируйте выступление. Существует универсальный закон, действующий во всех областях жизни человека. Это закон композиции, который состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Он важен и в том, что мы называем презентацией, независимо от того, проводим ли мы тренинг, десятиминутную речь или общаемся на собеседовании.

Также не стоит забывать о кульминационном моменте. Но как его определить? Лучше всего акцентировать на цели, которую мы ставим перед собой в презентации или собеседовании. При собеседовании, например, можно нарисовать картинку приближения будущего.

4. Стремитесь к разумной аскетичности в средствах визуализации. Я заметил такой момент: чем меньше человек имеет опыта выступлений, тем большим количеством вспомогательных средств он пользуется. Но сейчас я понимаю, что слайды на экране — это только костыль. Во-первых, они не имеют никакого значения для аудитории кроме того, что отвлекают ее внимание; во-вторых, если вы их читаете сами, то это значит, что вы плохо подготовились. Но если вы все же их используете и хотите, чтобы аудитория что-то там прочла, то не надо читать им это вслух. Если хотите обратить внимание аудитории на новый слайд, отойдите в сторону и дайте несколько секунд прочитать его. А потом задайте вопрос, как люди его поняли.

Флип-чарт я считаю самым основным инструментом презентации. При этом не имеет значения, какой у вас почерк, как вы чертите, потому что любая картинка, нарисованная там, все равно завораживает аудиторию. Поэтому пользоваться им надо таким образом, чтобы было видно, что вы там пишете — немного сбоку. Качество почерка и картинки в этом случае не имеет значения, и чем сюрреалистичнее будет картинка, тем ярче образ она создаст нашим слушателям. Мы переключаем фокус внимания с вашего рассказа на какое-то время на флип-чарт и тем самым вызываем интерес.

Если мы говорим о собеседовании, то имеет смысл кроме самого резюме брать еще несколько листиков и карандаш. Рассказ, почему вас должны взять на работу, вы можете подкрепить рисунками или схемами. Это покажет, куда направлен ваш ход мыслей.

5. Используйте глаголы движения. Чем метафоричнее мы говорим, тем лучше воспринимает информацию аудитория. Метафора — перенос одних обстоятельств на совершенно другие. Например, мы можем сказать: "Мы добились успеха, достигли тех показателей". А можно сказать, что "мы долго шли и наконец-то разорвали своей грудью финишную ленточку". В последнем варианте мы использовали глаголы, которые обозначают движение. Чем больше в нашей речи будет глаголов, которые передают движения и вызывают образы, тем больше мы визуализируем наш рассказ и помогаем слушателю воспринимать нашу информацию.