НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,53

41,47

EUR

46,45

46,30

Как сделать конфликт в компании конструктивным?

Татьяна Емельянова, бизнес-тренер компании Smart consulting, рассказала Delo.UA о практиках решения конфликтов в организациях
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Конфликт — это симптом накопившихся противоречий, которые возникают между людьми в процессе их общей деятельности. Основа противоречий — в непонимании или несовместимости интересов.

Поэтому конфликт — важный этап во взаимодействии, который помогает участникам осознать цели организации, выявить истинные проблемы, проявить различные точки зрения, помогает найти альтернативные и более эффективные решения задач. Конфликт нужен, важен и полезен.

Любой конфликт может быть решен конструктивно. Деструктивность, как правило — следствие личностных отношений участников.

Конструктивно решая конфликт, люди стремятся выявить позицию оппонента и найти решение, которое бы учитывало интересы всех сторон. Именно совместный поиск и дает возможность найти оптимальное решение. При переходе от вопроса "Кто виноват?" к вопросу "Что будем делать?" обычно резко снижается эмоциональный накал.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди вместо поиска путей решения "зацикливаются" на обсуждении проблем и личностей друг друга. Это практически всегда приводит к эмоциональным реакциям и обидам и препятствует поиску решений.

Без лишних объяснений ясно, что деструктивный конфликт вреден, а конструктивный может принести ощутимую пользу.

Как же сделать деловой конфликт конструктивным?

Вот несколько простых правил:

1. Рассматривайте конфликт как деловой вопрос, а не личностный.

2. Оставайтесь доброжелательным либо сохраняйте нейтральное отношение, избегайте впадать в эмоции. Вот простейшая рекомендация: на мгновение абстрагируйтесь, переместив фокус внимания на свое дыхание, сделайте медленно и с чувством глубокий вдох. Этой паузы вполне хватит чтобы "сбросить пар" и увидеть происходящее как бы со стороны.

3. Дайте возможность противоположной стороне высказать свою позицию, в какой бы форме это ни было сделано, включая самые эмоциональные проявления. В какой-то момент человек и сам поймет, что переборщил с эмоциями.

4. Придерживайтесь предметно-содержательного обсуждения проблемы: причины, следствия, возможные решения.

5. Рассматривайте спорный вопрос с разных позиций, включая позицию оппонента.

6. При обсуждении вариантов решения учитывайте интересы противоположной стороны.

7. Избегайте насилия и шантажа.

Этот алгоритм достаточно прост и понятен, но как его воплотить? Ведь зачастую, когда мы попадаем в конфликтную ситуацию, наши реакции неконтролируемы.

Эмоциональная устойчивость — это первое, что нужно человеку, который собирается быть конструктивным в решении конфликтов. И если в жизни не удается совладать с эмоциями, в этом деле может помочь тренинг по управлению конфликтами. Попробовав однажды, вы будете знать, как действовать.

Второе — это коммуникация, способность понимать другого и быть понятным для него. Именно это качество позволит договариваться с оппонентом.

И третье — навык аргументации. Чтобы убедить другого, необходимо найти веские для него доводы и выстроить их в определенной последовательности.

Конечно, сейчас я все упрощаю. Для того чтобы развить каждое из этих качеств, необходим целый пласт опыта в поступках и понимание себя при этом. А также терпение и настойчивость.