НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,53

41,47

EUR

46,45

46,30

О реабилитации после травм головы и "стариковских" болезнях у младенцев — нейрохирург

Александр Гончарук, главный врач Киевского городского центра детской нейрохирургии, советует, как уберечь детей от черепно-мозговых травм, рассказывает, какой должна быть реабилитация, если такое все же случилось, и для кого наиболее опасен рентген и КТ
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

В Украине до конца ноября проходит благотворительная акция "День счастья в "МакДональдз". Посетителям ресторанов предлагают купить акционные сувениры — бумажные "ладошки", брелки, детские книжки. Все собранные деньги идут на покупку оборудования для детских больниц. Акция проходит уже в 12-й раз. И за предыдущие годы франчайзинг оказался успешным: удалось собрать немалую сумму — около 14 млн грн и помочь 50 больницам по всей Украине.

В этом году на собранные деньги решено закупать оборудование для медучреждений, где лечат детей с черепно-мозговыми травмами. Оказывается, сегодня в Украине такие травмы составляют 30% от всего детского травматизма.

Такую статистику привел Александр Гончарук, нейрохирург, главный врач Киевского городского центра детской нейрохирургии. Он рассказал о том, какие ситуации наиболее рискованы и как родители могут минимизировать риски, как заниматься реабилитаций после черепно-мозговых травм, откуда берутся инсульты у младенцев и можно ли их предупредить.

Александр Борисович, из-за чего чаще всего попадают к вам?

На первом месте банальное — бытовой травматизм. Падения младенцев с кроватей или пеленальных столиков. Среди детей до года, попадающих к нам, 85% получили травму головы таким образом. Нередко оперируем детей первого года жизни с внутричерепными гематомами больше 100 мл.

А самый опасный возраст?

До пяти лет. Много детей очень серьезно травмируется на детских площадках. Часто их по голове ударяют железные качели. Не понимаю, почему не сделать на них резиновые ограничители, которые бы смягчали удар. Много переломов черепа дети получают в квартирах от падения на головы бытовых приборов, телевизоров, шкафов, тумбочек.

Еще одна очень серьезная проблема — это выпадение маленьких детей из окон. У нас однажды лежали сразу трое таких пациентов: один упал со второго этажа, а двое — с третьего. В этом возрасте у ребенка вес головы больше веса тела, потому летит из окна головой вниз, получая при падении очень тяжелые травмы головы. В прошлом году нам всех таких пациентов удалось спасти, а в позапрошлом у двоих оказались несовместимые с жизнью повреждения, и мы ничего не смогли сделать. Хотя бывали на моей памяти и удивительные случаи, когда дети выпадали со второго этажа на асфальт и даже переломов не получали, а только незначительные ссадины.

Черепно-мозговые травмы занимают 30% от всего детского травматизма.

Если говорить про дорожный травматизм, то могут ли родители как-то уменьшить риск? Что посоветуете?

Совет очень простой — всегда пользоваться детским сидением, пристегивая ребенка ремнями безопасности. Очень серьезные травмы черепа получают при ДТП маленькие дети, находящиеся на руках у взрослых. В этом случае опасны не только удары о части автомобиля, но и вес тела родителя, которым раздавливает ребенка. В одной из больниц уже месяц лежит в реанимации шестимесячный ребенок с размозженным черепом. Мама в машине держала его на руках.

Реабилитация — актуальнейший вопрос для Украины

Понятно, что ребенку, перенесшему операцию на головном мозге, нужна реабилитация. Как с этим обстоят дела в Украине? Ваша оценка?

Для Украины это актуальнейший вопрос. У нас вроде бы реабилитационные центры есть. Но те родители, кому позволяют финансы, везут ребенка за границу.

И насколько это дорого там?

За границей курс реабилитации стоит около 50 тысяч евро.

А что такого там делают, что не делают у нас?

Нейрореабилитация для детей — это очень серьезный подход. Наши реабилитационные центры или отделения при больницах открыты сто лет назад, еще при СССР, методика восстановления пациентов устарела. В основном проводят физиотерапию, ЛФК, массаж и может еще какие-то процедуры, хорошо если есть бассейн. Это реабилитация на уровне дома — можно вызвать домой массажиста или врача ЛФК, купить необходимый тренажер.

То есть хуже от посещения такого заведения не будет, но нужного эффекта, который дает настоящая реабилитация тоже…

Нужны учреждения нейрореабилитации со стационаром. Ведь тяжелого нейрохирургического пациента не навозишься на процедуры, например, из пригорода в столицу. Правда, оговорюсь, что есть очень хороший Донецкий областной центр — там серьезно занимаются нейрореабилитацией.

В Европе присущ нейрохирургический подход в центрах реабилитации: там проводятся операции по коррекции, стимуляция двигательных расстройств разными методами. Мое мнение — нейрореабилитация должна проводиться под контролем нейрохирургов. Кстати, большинство украинских частных фирм по реабилитации создали нейрохирурги. Увидели, что это востребованное — а значит, прибыльное дело.

И какие цены в частных фирмах?

В среднем от 12 тысяч гривень. Там есть оборудование, штат специалистов. Но эти центры практически все без стационарного пребывания.

Кстати, у нас неплохие реабилитационные центры для взрослых. С детьми в этом вопросе гораздо хуже. Да что говорить, если на весь Киев аппараты компьютерной томографии (КТ), МРТ только в одной-двух детских больницах, а во взрослых — практически в каждой.

"Мозговые" болезни века

Если говорить о проблемах с мозгом, то действительно ли так опасен для детей компьютер, как о том говорят? Или мобильный телефон, например, может навредить?

Проблема изучается. Я не встречал серьезных исследований и статистики. Зато есть другая — о том, что детям первого года жизни не стоит делать без надобности компьютерную томографию (КТ) и рентген. Это может увеличить риск онкопроцессов. Конечно, все зависит от тяжести травмы и состояния ребенка. Если ребенок с переломом черепа в сознании, то можно сделать УЗИ, но если сознание нарушено, не обойтись без КТ.

Детям до года не стоит без показаний делать компьютерную томографию и рентген. Это увеличивает риск онкопроцессов.

Какие можете отметить заболевания нашего времени?

В младших возрастных группах участились случаи ишемических инсультов. Их могут вызывать как инфекционные осложнения, пороки сердца, патология сосудов, так и неизвестные пока причины — этот вопрос изучается.

Участились случаи инсультов у младенцев первых трех месяцев жизни. Это — проявления геморрагической болезни новорожденного. Она усложняется отеком мозга. Такие дети в последующем нередко имеют тяжелый неврологический дефицит — нарушения двигательных функций конечностей, интеллектуальные расстройства. Как раз им необходима серьезная нейрореабилитация.

Можно ли предупредить появление у младенцев болезней, которые мы считаем недугами стариков?

Возможно, если профилактика будет вестись во время вынашивания плода и беременная женщина будет получать необходимый комплекс веществ. Такая профилактическая программа у нас в стране разработана.

Когда нужно срочно везти ребенка к врачу, если он стукнулся головой? Какую первую помощь оказать?

Любая травма головы должна насторожить. Обязательно надо приложить на место ушиба холод на 15-20 минут, потом сделать перерыв минут на десять и снова приложить. Так можно предотвратить или уменьшить кровотечение из поврежденного сосуда как снаружи, так и внутри черепа.

Необходимо обратить внимание на то, твердая шишка или мягкая. Если особенно мягкая (хлюпает под пальцами), — срочно везти в больницу. Чаще всего причина этого — перелом черепа. Гематома может появиться и на вторые-третьи сутки. Должны насторожить рвота и сонливость.

С какими проблемами попадают пациенты к вам в центр?

Мы специализируемся на детских нейротравмах — это черепно-мозговые травмы, спинномозговые травмы и сочетанные травмы с превалированием симптомов поражения головного мозга. Но учитывая то, что мы единственная клиника в столице, которая дежурит ежедневно и круглосуточно, привозят к нам всю неотложную нейрохирургию не только из Киева, но и со всей области. Это и судорожные синдромы, детские инсульты, злокачественные новообразования, воспалительные заболевания головного мозга и др. И мы не отказываем — это же дети. В последнее время значительно увеличилось число детей, которых привозят к нам с травмами. Черепно-мозговые травмы занимают 30% от всего детского травматизма. В среднем бывает по 30-40 "скорых" в день — это только нейрохирургия. В год около семи тысяч обращений, около полутора тысяч операций разной сложности.

А сколько у вас коек?

Всего десять. Вот и выкручиваемся. Тех, кто не нуждается в нейрохирургической операции, часто отправляем в неврологические отделения больниц Киева.

Почему стало больше пациентов? С чем это связано?

Самая простая причина — сейчас мы берем пациентов в возрасте до 18 лет, а не до четырнадцати и не до шестнадцати, как это было раньше. Кроме того, в столице стало больше детей — и из-за увеличения рождаемости, и из-за миграции, а также к нам стали чаще обращаться из других областей Украины.

Еще один момент — у нас стали выхаживать недоношенных младенцев с очень маленьким весом. Украина приняла стандарты ВООЗ, по которым плод от 500 грамм считается жизнеспособным, и в рамках госпрограммы создаются перинатальные центры. Во всем мире все эти стандарты подкрепляются очень серьезным финансированием. Ведь чтобы выходить такого ребенка, требуется много денег. У таких детей часто остаются нейрохирургические проблемы со здоровьем, которые проявляются или в раннем послеродовом периоде, или в отдаленном периоде. Это и водянка мозга, пороки развития и т.д. Такие дети нередко попадают к нам.

Какое оборудование необходимо

Все медики жалуются на проблему с оборудованием. Как у вас?

Да, нехватка оборудования — самая большая проблема. Речь даже пока не идет о дорогостоящем оборудовании — микроскопы, ультразвуковые деструкторы, эндоскопы и прочее. Оно обязательно должно быть в каждом отделении нейрохирургии, но пока речь идет о самом-самом необходимом.

Среди особенно востребованного — датчики слежения, инфузоматы, прикроватные мониторы. Например, датчик внутричерепного давления обязательно нужен детям с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, которые находятся в бессознательном состоянии. Им необходим постоянный мониторинг состояния головного мозга. По его показаниям можно вовремя корректировать противоотечную терапию, лечение. Такой датчик можно использовать только для одного пациента. Чтобы его приобрести, просим помощи у фирм-спонсоров или покупают родители больного ребенка.

Дорогая штука?

Около $800 стоит только имплантируемая часть, она одноразовая, подключается к специальному монитору. Стоимость монитора от 120 тысяч гривень. Мониторы нам одалживают фирмы-спонсоры бесплатно. А многоразовые — прикроватные мониторы, тоже из разряда самого необходимого. Такие датчики должны стоять у каждого пациента. Их стоимость от 10 тысяч гривень. Без них, конечно, тяжеловато.

Но при этом хочу заметить, что не все у нас так печально. В этом году мы полностью обеспечены всеми необходимыми медикаментами и расходными материалами. Наши пациенты лекарств не покупают и со списками "на операцию" по аптекам не ходят.

С 1 ноября и до конца месяца "МакДональдз" проводит благотворительную акцию по сбору средств на покупку оборудования для медицинских заведений, где лечат детей с черепно-мозговыми травмами. У вас интересовались, что вам нужно?

Да, мы как раз обсудили с организаторами самое необходимое нам оборудование.