НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,53

41,47

EUR

46,45

46,30

Репин за последние 10 лет подорожал в 30 раз

Катерина Мак-Дугалл, владелица аукционного дома MacDougall’s, спрогнозировала, какой будет цена на произведения искусства в ближайшее время
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

12 по 19 ноября в Киеве пройдет предаукционная выставка аукционного дома MacDougall's — самого молодого, но уже входящего в пятерку наиболее успешных в Европе. Сами торги русского искусства состоятся в Лондоне 1-2 декабря. В преддверии события «ДЕЛО» встретилось с владелицей аукционного дома Катериной Мак-Дугалл.

Катерина, владельцами аукционного дома MacDougall's являетесь только вы с мужем или у вас есть партнеры?

Нет, только я и мой муж Вильям Мак-Дугалл.

Ваш аукционный дом — один из самых молодых, первые торги состоялись в 2004 году. Каких результатов удалось добиться за это время?

Сейчас мы являемся одним из пяти ведущих аукционных домов в Англии. С 2005-го все наши аукционы прибыльны. А в декабре прошлого года по итогам Русской недели MacDougall's перекрыл уровни продаж русского искусства, достигнутые не только Sotheby's, но и такими ведущими аукционными домами, как Christies и Bonham's.

«Четыре евангелиста, фрагменты Царских врат» продана  за  $387,8 тыс. на июньских торгах  MacDougall's в июне этого года 

Вы продаете только произведения русского искусства?  

Мы занимаемся и европейской живописью, но упор делаем на украинское и российское православное искусство — живопись, иконы. 

С какими аукционами конкурируете в этой нише?

На сегодняшний день аукционы, признанные в области русского искусства, — это мы и, естественно, Sotheby's.

«Мальвы» Петра Кончаловского «Мальвы» установили мировой рекорд на произведения художника -  $2,11 млн. на торгах  MacDougall's в ноябре 2007 года 

И каким был ваш лучший результат? 

В июне 2008 года мы продали русских картин на $24,5 млн. Тот год за последнее десятилетие был пиком торгов русским искусством.

Я родилась в России, а Вильям — на четверть русский. Наши деды дружили. После революции его дед уехал из России, а мой — остался в Москве. Но сестры деда Вильяма в России и моя семья продолжали дружить, у нас по соседству — старинные дачи, так что с мужем я познакомилась в доме его кузена, с которым выросла. 

Между прочим, портрет русского деда Вильяма написала Наталья Гончарова. Он был скрипачом Большого театра и дирижером. В Канаде, куда эмигрировала семья, он дирижировал оркестром канадского и американского радио.

А чем занимался Вильям Мак-Дугалл и чем занимались вы, до того как создали аукционный дом?

90 процентов покупателей  -  из бывшего СССР

 «Портрет мадам Ривуар с собачкой» Ильи Репина ущел с молотнка за  
$2,31 млн. на июньском аукционе MacDougall's в 2009 году, установив морвой рекорд цен на произведения художника. 

Термин «русское искусство» включает не только собственно русское искусство. Что вы понимаете под этим?

Мы его определяем для себя как искусство бывшей Российской империи. Потому что рамки того, кто такой русский, украинский, армянский, грузинский художник, очень размыты. Ни для кого не секрет, что один из самых дорогих художников в этом сегменте - Айвазовский. К кому мы его причислим? По национальности он был армянином, родился в Крыму, а покупателями его работ были и русские коллекционеры, и турецкий султан. Так что это деление очень условно. 

Топ-лот декабрьского аукциона MacDougall's - картина Ивана Айвазовского "Венецианская лагуна ночью" (1842 г., холст, масло, 68 на 100 см., оценка 800 тыс. -1,2 млн. фунтов стерлингов)

Каким был самый дорогой лот последних июльских торгов? 

Одним из самых дорогих наших топ-лотов была картина Нико Пиросмани «Арсенальная гора» — знаменитая работа, подаренная советским правительством Луи Арагону еще в 1950 годах. Ее купили за сумму около $2 млн.

Не огласили имя того, кто купил?

Нет, что вы, это же конфиденциальная информация. В общем-то, аукционный дом для того и существует, чтобы хранить конфиденциальность.

Не понимаю, почему, купив яхту или дом в центре Лондона, люди с удовольствием сообщают об этом, а купив произведение искусства, предпочитают об этом не говорить…

Они могут, я не могу...

Но большинство все-таки скрывают. Почему среди коллекционеров принята такая таинственность? 
Футбольную команду или, скажем, яхту не утаишь. Яхта плывет и все видят. А картину видят только те, кто приходит домой... Мне трудно это прокомментировать, люди такие, какие они есть.

Как говорили мне представители Sotheby's, 90% покупателей русского искусства — это люди из бывшего Советского Союза. А у вас какая статистика?

Топ-лот декабрьского аукциона 2010 г. MacDougall's - картина Николая Фечина «Маленький ковбой» (оценка 500 тыс. – 600 тыс. фунтов стерлингов)

В чем особенность коллекционеров из России и Украины,  да и всего постсоветского пространства?

На постсоветском пространстве — в России, Украине — коллекционировать начали люди, внезапно разбогатевшие. То есть на арт-рынок пришли покупатели без опыта. Они просто поняли, что могут купить все то, что раньше видели только в музеях. Поэтому, естественно, последовали ошибки. 

Но при этом в начале 90-х все, что мы видели в Третьяковской галерее, можно было купить пакетом за очень маленькие деньги. Нестеров тогда на Sotheby's стоил $15 тыс., Репин — 30, ну 50 тыс., Петров-Водкин — 30-40 тыс. Поэтому, с одной стороны, были ошибки. Но те, кто тогда собирал коллекции, все эти ошибки с лихвой окупили.

 «Обнаженная фигура» Зинаиды Серебряковой продана за  $1,77 млн. на  торгах MacDougall's в декабре 2009 года (мировой ценовой рекорд на произведения художницы)

Cо временем инфраструктура рынка, естественно, развилась. Появились эксперты, в том числе эксперты по отдельным художникам. Появились технологические исследования, и на сегодняшний день уровень рынка значительно вырос. Сейчас часто отсутствует провенанс - история, родословная работ, иногда даже в силу политических причин (потому что в России за коллекционирование произведений искусства могли посадить), но экспертиза сейчас на достаточно высоком уровне.

Можете назвать тех, кто благодаря своему чутью или чутью приглашенного эксперта, смог составить большие  коллекции?

Конечно, же. Адамовский, Авен, Трайсман, Солянников, Лобанов-Ростовский, Семенихины и многие-многие другие.

Чем отличаются украинские коллекционеры от русских

У вас есть коллекционер Андрей Адамовский. Не так давно, открывая выставку работ из своей коллекции в Русском музее, он сказал: «Раньше мне казалось, что картинами руковожу я, а сейчас понял, что картины руководят мной». Но Адамовский — исключение, потому что он решил быть публичным. А людей, которые готовы к публичности, очень немного — это верхушка айсберга.

На самом деле у всех, кто инвестирует в искусство, судьба складывается по-разному. Это похоже на то, когда встречаются два человека. Иногда они встречаются и расходятся, иногда - становятся друзьями, иногда - любовниками, а иногда – врагами. Так вот то же самое происходит при общении с живописью. 

Топ-лоты на торгах 2010 года

Какие художники были наиболее востребованы на торгах крупнейших аукционов в этом году? 

И что будет происходить с ценами?

Думаю, все будет дорожать. Но насколько — нужно говорить по каждому художнику в отдельности.

 «Свадьба» Александра Волкова ушла с молотка за $781 тыс. на торгах MacDougall's  в июле 2010 года (мировой рекорд цены на работы художника)

Как кризис изменил правила игры на арт-рынке?

В кризис сначала сократились объемы продаж, но цены практически не упали. Потому что тому, кто раньше мог себе позволить купить миллионную работу, не надо было снимать ее со стены и продавать. Картина ведь не яхта и не самолет, не надо платить за стоянку, она не ржавеет, висит себе на стене и висит. Поэтому продавцы сказали: сейчас кризис, цены маленькие, мы не станем продавать. В результате сократились объемы торгов, потому что никто не хотел расставаться с хорошими работами дешево.

Потом вернулось доверие. И когда через шесть месяцев, к весне, люди стали продавать, вдруг оказалось, что цены не только не упали, а пошли вверх. То есть самые топовые работы подорожали. Мы даже поставили рекорды цен на Репине, на Петрове-Водкине, на Серебряковой, потом побили рекорды на Александре Яковлеве. То есть на тех художниках, которые продавались всегда. Люди решили, что топовая живопись, шедевры — тот единственный сегмент, который не обесценивается. И сейчас мы уже говорим не только о выходе из кризиса, но и о росте цен. 

Скорее они говорили о том, что не будет роста цен, какой был в свое время. Скажем, Репин стоил в 1999-м $30 тыс., а сейчас — по прошествии 15 лет — уже $1,5 млн. Такое бывает только раз в жизни, при крушении великих империй. Но то, что Репин и другие художники будут расти — на 15, 20%, — это точно. Снизятся темпы роста, однако рост цен на живопись будет, потому что это по-прежнему является прекрасным вложением денег. Вот только если 20 лет назад это исчислялось тысячами процентов, то сейчас это 20-30%. Конечно, и из этого правила будут исключения — есть художники, которые и сейчас очень недооценены.

А современное искусство вы продаете?

После кризиса гораздо меньше. Я думаю, нужно немного подождать. Сейчас после кризиса начался возврат к вечным ценностям. Люди больше покупают вещи, проверенные временем.

Какой тренд только-только зарождается?

Мы провели аукцион графики. Пред этим нам все говорили, что это была плохая затея. А оказалось, что графика не просто востребована - продажи составили 70%. Если работы импрессионистов на бумаге продались в среднем 55-60%, то русская графика была востребована на 70%. Причем все, начиная от Кустодиева и Шишкина и заканчивая 60-ми годами. 

То есть наблюдается такой тренд: либо покупают знающие коллекционеры, либо новички. Последним еще не по карману купить, скажем, сочного, проверенного временем Кустодиева за 2-3 млн., а графику за 100 тыс. им купить комфортно. То есть, с одной стороны, рынок настолько созрел, чтобы может покупать графику, потому что коллекционеры графики – это элита. А с другой стороны, человек может начать и с меньшего, потому что он должен чувствовать себя комфортно. Сначала ведь каждый знакомится, присматривается, выбирает. Если говорить о графике, то с инвестиционной точки зрения этот сегмент менее привлекателен, но это, по-видимому, то, с чем люди хотят жить – графикой часто декорируют офисы и дома.

Коллекционирование фотографии не входит в моду?
Фотография, по-видимому, это следующий шаг, но мы пока с ней не экспериментировали. Мы делаем все постепенно.

Что привезли на предаукционную выставку в Киев  

Вы привозите в Киев предаукционную выставку. Чем для вас интересна киевская публика? Что за топ-лоты будут представлены на выставке? 

Магические истоии картин

Есть ли какие-то истории, связанные с картинами?

Конечно. Но считаю, говорить об этом пока еще рано. Я расскажу, а картина не попадет в Украину. Но, безусловно, у наших продавцов-коллекционеров есть масса таких историй.

Были чудесные истории, например, когда мы продавали коллекцию рисунков Константина Сомова. Получилось так, что наследники, продавшие их за $2 млн., чуть по ошибке их не выбросили. А произошло это потому, что коллекция принадлежала пожилому американскому коллекционеру. У него была некая мания — он работы не страховал, а прятал. И получилось так, что полный комплект книги о знаменитой маркизе он спрятал в кипе старых газет. Когда после его смерти наследники стали выбрасывать всякий хлам, они и старые газеты, естественно, собрались отправить на помойку. Совершенно случайно из газет выпал рисуночек с виньеткой, они подняли и заинтересовались, а что это такое...

Таких историй — масса. Потому что с живописью связаны не всегда рациональные моменты.

 А у вас есть такая магическая картина? 
У меня очень много таких историй. Как я уже говорила, мы с мужем коллекционируем больше 20 лет, с чего и начался аукционный дом. Вообще-то мы коллекционируем не совсем в традиционном смысле - покупаем только то, что нравится. Мы не покупаем какой-то конкретный период или какую-то конкретную группу художников. Это может быть английская живопись, работы старых мастеров, русская живопись. Начинали, например, с классического русского искусства XIX века - Репин, Нестеров. И в результате я любуюсь тем, что мне приносит эстетическое удовольствие.

Какое ваше последнее приобретение? 


Последними приобретениями были - картина великого английского художника Стенли Спенсера и икона Рождества Богородицы ярославской школы XVII века, абсолютно музейная вещь.

Картину Василия Ситникова «Москва»  на торгах MacDougall's в июне 2008 года продали за $630,7 тыс. , поставив моровой ценовой рекорд на произведения этого художника

Возвращаясь к магическим историям с картинами в вашей коллекции…

Был такой художник Василий Ситников – легендарная фигура русского нонконформизма. Когда мы выставили его на продажу, он стоил $3 тыс. О нем все забыли, мы подумали, что, наверное, он никому не нужен. А последнюю его картину мы продали перед самым кризисом почти за $800 тыс. 

C работами этого художника постоянно происходят какие-то магические истории. Он сам был очень необычный человек. Большую коллекцию его работ мы вывезли из одного дома в Америке, а на следующий день дом затопило. И если бы эту коллекцию не вывезли, то 40 работ этого художника ушли бы под воду. 

Есть у меня в коллекции одна картина этого художника с потрясающей историей. Когда он умер, то никто о нем не вспоминал неделю. А у него была привычка баррикадировать дверь. Потому вызванные соседями «спасатели» (в специальных защитных костюмах0 сваркой взрезали дверь, осмотрелись - решили, что здесь жил нищий эмигрант. А поскольку дом был без лифта, а жил он на пятом этаже, то все вещи, в том числе и картины, выбросили из окна в мусорные контейнеры, стоящие внизу. Так все и пропало.

А одна работа - длинная доска, на которой был нарисован монастырь, застряла в окне. И когда прибежала знакомая соседка, ей удалось ее спасти. Так из всего его посмертного наследия уцелела практически только эта его работа. И она - у меня в коллекции. 

Мировые ценовые рекорды на торгах MacDougall's

Илья Репин «Портрет мадам Ривуар с собачкой» — 

Зинаида Серебрякова «Обнаженная фигура» — $1,77 млн. (декабрь 2009 года)

Петр Кончаловский «Мальвы» — $2,11 млн. (ноябрь 2007 года)