Волонтерские программы - универсальный ресурс во время кризиса

Корпоративные волонтеры — самый «дешевый» благотворительный ресурс компании. Во время кризиса волонтерские программы становятся особенно актуальны

информации ООН, к началу ХХI века в мире насчитывалось 109 миллионов волонтеров. При этом большинство из них — жители развитых стран. А две трети занимаются волонтерством при поддержке компаний, в которых работают. В Украине волонтерами являются около 10% населения. Известно, что 80% из них — молодые люди. А вот какая часть участвует в корпоративных волонтерских программах, неизвестно. Такими исследованиями никто не занимается, да и до недавних пор изучать было особо нечего.

Конечно, многие украинские компании привлекают сотрудников к участию в корпоративной филантропии. Но системной работой и долгосрочными проектами пока могут похвастаться единицы.

Три дня на волонтерство

Например, в корпорации «Майкрософт», где волонтерами являются 50% сотрудников, заведено такое правило: разрешается три рабочих дня в году потратить на волонтерство. И эти три дня оплачиваются корпорацией. В международной практике такая форма поддержки носит название Dollars for does («Деньги за поступки»).

«В этому году мы привлекали сотрудников к проведению школьных занятий по безопасности в Интернете, — рассказывает Кортни Зукоски, менеджер образовательных программ «Майкрософт Украина». — Кроме того, корпорация инициировала коалицию «За безопасность детей в Интернете» и добилась включения информации о безопасном использовании Сети в школьную программу». Сейчас тренинги для школьников проводят не только сотрудники компании, но и волонтеры общественных организаций. А корпорация обеспечивает их плакатами и листовками. Также был организован тренинг, на котором всех желающих научили проводить школьные занятия по безопасности в Интернете.

Читайте также: Благотворители продвигают изменения в системе налогообложения  
Этот проект был инициирован «сверху». Такая модель корпоративного волонтерства является традиционной на Западе. Она отражает один из его основных принципов — компания на филантропических началах делится с обществом знаниями своих специалистов. Например, волонтеры международной аудиторской компании «Эрнст энд Янг» проводят мастер-классы по финансам и бухучету или тренинги по трудоустройству и написанию резюме в бизнес-лагерях, которые организует Благотворительный фонд «Единственная» для старшеклассников — воспитанников детских домов. Кстати, в компании тоже действует правило: каждый может использовать один рабочий день в году на волонтерство, и этот день оплачивается.

Инициатива «снизу»

Сейчас в компании существует «донорская группа» из 25 человек, которые как минимум раз в месяц сдают кровь. Кроме этого, волонтеры навещают онкобольных детей в больнице и собирают деньги на лекарства. В трех детских домах они проводят мастер-классы, организуют для детей поездки в театры.

Еще одна волонтерская программа называется «Стипендиат». Сотрудники компании становятся спонсорами студентов — бывших воспитанников детских домов. «Сейчас их у нас четверо», — рассказывает Наталья Теленкова, глава благотворительного комитета. — Причем волонтеры не просто перечисляют деньги». Например, сейчас у восьми сотрудниц есть одна подопечная. Каждую субботу они встречаются с ней, занимаются английским, подтягивают по компьютерной грамотности. А недавно родилась идея привлечь к волонтерству бывших воспитанников детских домов, ставших студентами. В рамках программы «Равный — равному» эти ребята проводят в детдомах тренинги: как найти работу, как избежать опасных заболеваний.

Читайте также: Ли Кашин: Рыцарь-миллиардер
«На большинство волонтерских программ компания практически не тратит никаких финансовых ресурсов. Разве что на оплату транспортных расходов», — замечает Наталья Теленкова. Но волонтерам помогают организационно. Сотрудник может написать заявление в бухгалтерию, согласно которому ежемесячно 50, 100 гривен или другую сумму из его зарплаты будут отчислять на благотворительность. Что касается финансовых затрат, например, на оплату дорогостоящей операции для больного ребенка, то здесь есть свои традиции — средства, собранные сотрудниками, компания удваивает.

В  "Майкрософт" тоже поддерживают инициативы сотрудников. Например, когда в декабре прошлого года 40 работников собрали средства для детского дома, компания поддержала это начинание финансово: отказалась от традиционных новогодних подарков для клиентов и партнеров, перечислив эти средства в пользу детского дома. Так, кроме подарков ко Дню Святого Николая, дети получили новую систему отопления.

В приоритете дети и ветераны

Совет молодых специалистов Никопольского глиноземного завода уже несколько лет реализует программу «Сделаем жизнь ветеранов достойной» — оказывает помощь бывшим работникам завода, ветеранам ВОВ. А последние два года волонтеры Центра социальных программ «РусАла» и Совет молодых специалистов НГЗ работают с детьми-сиротами и детьми из малообеспеченных семей. В прошлом году заводчане собрали деньги на покупку мебели для Областного дома ребенка «Солнышко». Также собираются средства на стипендии детям-сиротам и  детям из многодетным семей, обучающихся в интернатах и имеющих высокий рейтинг в учебе.

Что получает компания?

За рубежом плюсы корпоративного волонтерства давно изучены и активно используются бизнесом. «Например, есть исследования, показывающие, как активность компании  в этом направлении влияет на ее бизнес-показатели: в том числе на прибыльность, на эффективность труда сотрудников (см. график)», - отмечает Юлия Щербинина, представитель секретариата сети Глобального договора ООН в Украине.

В компаниях, занимающихся корпоративным волонтерством, считают, что такие программы вполне могут заменить многие тренинги: по укреплению командного духа или по приобретению коммуникативных навыков. Кроме того, волонтерство спасает сотрудников от «выгорания», усиливает их лидерские навыки, расширяет деловые связи. А также помогает компании в создании хорошей репутации и улучшает ее связи с местным сообществом.

Корпоративное волонтерство - участие в добровольной работе в различных социальных программах при поддержке своей компании.

Отношение к корпоративному волонтерству топ-менеджеров

31% компаний используют волонтерские программы как часть стратегии, направленной на решение проблем в сфере бизнеса.

50% топ-менеджеров признают влияние волонтерских программ на прибыль предприятия и на производительность труда сотрудников.

Данные ConferenceBoard.  Опрошено 2,9 тысячи компаний в 60 странах мира