Цифровизация в ритейле как стратегия, а не тренд

В наших реалиях, где бизнесы каждый день на чаше между "режимом выживания" и "развитием несмотря ни на что", целесообразно ли говорить об инвестициях в цифровизацию, если вы игрок ритейл-рынка? Ответ – да, и, возможно, как никогда раньше. Далее рассмотрим цифры и примеры тенденций "за", а также предпосылки в потребительском поведении, ориентиры в погоне за трендами и к каким перспективным векторам цифровизации следует присмотреться.

Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

Три фактора, усиливающие предпосылки цифровизации

  • Суперпользователи. Среди потребителей укореняется сегмент так называемых суперпользователей, которые тратят на технологии и медиа 18,5 часов в сутки (в то время как другие юзеры всего 9,5 часов). Исследование по состоянию на сейчас проводили в США, где суперпользователей оказалось 24% населения. 
  • Меньше гуглим - больше делегируем ИИ. На примере США - 10+ млн взрослых ищут в интернете с помощью Gen AI. Прогноз до 2027: будут искать 90+ млн взрослых в США; Gen AI повысит производительность потребителей в медиа, работе и повседневной жизни; изменит парадигму создания нового и собственно поиска. 60% пользователей уже доверяют рекомендациям Gen AI относительно сервисов и продуктов. 
  • 2,6 млрд геймеров в мире. Видеоигры - один из самых распространенных видов цифрового поведения. Массовые FMCG и другие бренды все чаще рассматривают геймерские площадки как актуальные для продвижения, ведь игнорировать значительную платежеспособную аудиторию как минимум невыгодно.

Технологии как способ решения проблем, а не необходимость следовать трендам

Тренд на изучение и освоение ИИ стал новым кругом, на который зашли бизнесы в непрерывном процессе цифровизации. Кто-то четко увидел, какие операционные или продуктовые задачи сможет легче решить, кого-то драйвило желание приобщиться к числу инноваторов или как минимум ранних последователей. И сам по себе синдром FOMO (с англ. "fear of missing out") - классный двигатель не засидеться на месте.

Выходит, что тренд ИИ — разминка, на которой мы научимся не остерегаться супертехнологий

В исследовании технологических трендов, Future Today Institute распределил все инновации по шкале краткосрочной и долгосрочной перспективы овладения в соответствии с отрасли.

Очевидно, что каждую новую технологию мы будем осваивать значительно быстрее, ведь имеем опыт и заручаемся поддержкой предварительно усвоенных новаций. К примеру, всего через 30 лет после появления первого концепта смартфона мы входим в эру, где экраны гаджетов перестанут быть исключительно сенсорными, а достигнут пространственной поддержки. Роль геймченджера пророчат Apple, чьи инвестиции и массовое производство гаджета с технологией смешанной реальности станут катализатором развития экосистемы разработчиков и конкуренции за создание операционных систем с пространственным вычислением.

Мы же в Havas Village исповедуем философию Meaningful Brands, многочисленные исследования в рамках которой констатируют - 77% брендов могут завтра исчезнуть, а пользователи и не заметят. А вот бизнесы и бренды, которые создают значимый для потребителя опыт - имеют значительно большие шансы на успех в высококонкурентной среде. Поэтому далее рассмотрим три вектора цифровизации как раз с точки зрения повышения ценности бренда в жизни потребителей.

Создавайте цифровые продукты для решения исторически проблемных IT-процессов

Обычно мощные B2B-решения разрабатывают представители больших энтерпрайзов, которые давно вынашивали большую функциональную бизнес-задачу и очень понимают роль своей инновации в жизнедеятельности клиента.

Среди примеров, Amazon, помогший продавцам своей платформы закрыть одну из самых больших болей — качественное изображение в карточке товара без профессиональной фотосессии. Amazon запартнерился с Hexa и предоставил своим продавцам доступ к платформе 3D-визуализации, которая использует ИИ и помогает создавать качественное цифровое продуктовое изображение в ситуации потребления, 360 обзор товара, виртуальную примерку, контент дополненной реальности.

3D-визуализация тостера Hexa и Amazon. Фото: The Current

Или Walmart, который решил качественно улучшить опыт своих рекламодателей.

Такие цифровые продукты нуждаются в больших усилиях, но обычно значительно усиливают позицию своих авторов среди конкурентных компаний.

Укрощайте e-commerce и все его возможные и невозможные формы

К 2027 году мировой e-commerce достигнет $10 трлн, растет вдвое быстрее, чем физическая розничная торговля. Поэтому, хоть интеграция ИИ в приложения с доставкой продуктов, хоть продажа яиц через чат-бот станут классными MVP для освоения диджитальных каналов продаж. Если продукт нельзя купить онлайн, для безумного количества аудитории его просто не существует.

Смотрим на космос - Walmart в коллаборации с Unity (кроссплатформенный разработчик видеоигр) интегрируют продажи продуктов в более чем 20 игровых платформ, что точно будет способствовать более тесной связке виртуального и физического образов жизни потребителей, а также созданию новых каналов монетизации в играх.

Интегрируйте R&D цифровых продуктов в свою стратегию

R&D - это полное творчество, без которого не начинался еще ни один бизнес. Но важно удержать способность к выдумкам и тестам составляющей вашей стратегии. Это вроде как оставлять себе возможность один день мыслить очень рационально, а другой - представлять, что вашим бизнес-планом может стать даже то, что вы видели в сериале "Черное зеркало".

R&D подход может быть капитальным, как например, внедрила его сеть американских супермаркетов Wakefern. Компания открыла автономный магазин в бизнес-центре главного офиса Wakefern. В нем на сотрудниках компании будут тестироваться технологии, новые варианты обслуживания, аппаратного обеспечения и алгоритмов, которыми потом компания будет обогащать опыт своих пользователей непосредственно в супермаркетах.

Мы периодически практикуем R&D стратегические сессии с бизнесами, с которыми сотрудничаем. Их суть в поиске направлений развития продукта клиента или неочевидных ниш расширения бизнеса, прежде всего через пользу и закрытие до сих пор актуальных или совсем свежих потребностей потребителей, возникших в течение последних 2-х лет. К таким сессиям мы приглашаем кроме команды со стороны бизнеса - топ-менеджеров совершенно других неконкурентных отраслей. По сути - это о привлечении различного стоимостного опыта без сверхинвестиций, на базе которого могут родиться в том числе и цифровые решения.

Цифровизация как таковая делает любой бизнес значительно более инклюзивным и по умолчанию позволяет охватить большинство групп населения. Поэтому даже в условиях экономии, стратегически осмысленные цифровые решения могут значительно поддержать бизнес и открыть его потребителям.