Автофиксация нарушений ПДД: ждать ли "письма счастья"?

С 1 июля Национальная полиция запускает автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения в тестовом режиме. Чего ждать автовладельцам?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Начиная с 7 ноября 2015 года в Украине вступил в силу закон, позволяющий осуществлять автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения (далее — ПДД). Пока еще система не заработала, однако, по словам заместителя главы Нацполиции Константина Бушуева, с июля 2016 года планируется запустить ее работу в тестовом режиме, а концу года система автоматической фиксации должна заработать полноценно.

Как будет функционировать эта система, чего ожидать и какие юридические особенности следует знать украинцам?

Правовая основа нововведений

Во-первых, никакого специального закона о автофиксации нет. Парламентом принят Закон о внесении изменений в действующий Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее — КУпАП), которыми частично изменена редакция отдельных норм и введены новые. Анализ этих новшеств показывает, что одними лишь поправками для полноценного с юридической точки зрения функционирования системы автофиксации правонарушений не обойтись.

На данном этапе требуется целый ряд подзаконных актов, положений и инструкций, которые бы устанавливали требования к средствам фиксации — видеокамерам. А именно необходимо регламентировать порядок их установки, процедуру обработки видеофактов компетентными органами и так далее. Этого пока не сделано. А отсюда следует, что возникающих вопросов в связи с введением системы автофиксации нарушений ПДД гораздо больше, нежели ответов. Что неминуемо повлечет волну судебных разбирательств в связи с применением новых правил и санкций за их нарушение.

Новая система баллов

Во-вторых, положения КУпАП (статья 271) предусматривают начисление в год 150 баллов каждому гражданину, имеющему право управления транспортным средством (далее — ТС). В случае совершения правонарушения, которое зафиксировано с помощью автофиксации, штраф на такого гражданина может налагаться лишь после полного использования этих баллов.

Применение системы баллов не является украинским ноу-хау. Такая система давно и успешно применяется во многих странах Европы. Однако в каждой стране балльная система имеет свои особенности. Согласно КУпАП, снятие штрафных баллов предусмотрено лишь в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 122 КУпАП. При этом за каждое нарушение снимается по 50 балов. За все остальные нарушения ПДД штрафы будут взыскиваться в денежном выражении, независимо от количества неизрасходованных штрафных баллов.

Ответственность собственников ТС

Стоит обратить внимание и на то, что система автофиксации возвращает в Украину практику привлечения к ответственности лиц, на которых зарегистрировано ТС согласно техпаспорту и электронному реестру. Даже если владелец не был за рулем автомобиля во время нарушения ПДД, ответственность за такое нарушение ложится именно на него (ст. 141 КУпАП). Хотя положения этой же нормы позволяют собственнику ТС, получившему от компетентных органов "письмо счастья" — постановление о наложении административного взыскания (штрафа) — на протяжении 10 дней с момента его получения обратится в орган полиции, направивший это "письмо", с возражениями, если:

  • не собственник ТС управлял им в момент совершения правонарушения;
  • ТС выбыло из собственности владельца вне его воли (было угнано).

Положительным является то, что исполнение постановления о наложении штрафа может не исполняться до тех пор, пока не закончится разбирательство и не будет установлен совершивший правонарушение.

Однако всей этой волокиты и зря потраченных нервов можно избежать, если украинцы начнут заключать сделки купли-продажи ТС в официальном порядке с обязательной перерегистрацией ТС на нового владельца.

Широко распространенная в нашей стране практика фактической продажи ТС "по генеральной доверенности" или просто путем передачи техпаспорта новому владельцу в условиях новой системы наказаний за нарушение ПДД может стать горькой пилюлей для таких продавцов. Ведь в течение довольно небольшого времени у ТС может поменяться большое количество владельцев, данные о которых не будут вноситься в реестр, и в случае совершения правонарушения с использованием такого ТС "письма счастья" будут приходить первоначальному продавцу, которому придется доказывать факт совершения сделки и указать на лицо, которому было "продано" ТС. Не говоря уже о вероятности начисления налоговых требований в связи с получением дохода от продажи.

Кроме того, до тех пор, пока процедура перерегистрации ТС на нового собственника не будет завершена в полном объеме, такой горе-продавец рискует иметь постоянные проблемы с компетентными органами, высылающими ему "письма счастья". Нерадивому продавцу придется из раза в раз доказывать, что он не управлял ТС в момент правонарушения, и следить за сроками обжалования постановления, для чего постоянно проверять свой почтовый ящик на наличие "писем счастья".

Зависимость от почты

В этом контексте выделяется еще один весьма важный аспект. Положение КУпАП содержат нормы (ст. 2791), обязывающие компетентные органы уведомлять собственников ТС о привлечении к админответственности путем направления соответствующих постановлений почтой на адрес, указанный в техпаспорте и реестре.

Но в наш бурный информационный век не так много людей ежедневно проверяют свои почтовые ящики. А зачастую бывает и так, что данные реестра не соответствуют адресу фактического проживания собственника ТС. Вы можете даже не знать, что в отношении вас уже принят ряд постановлений, информация о которых находится в базе неоплаченных штрафов. Оттого ожидающий вас "сюрприз" с течением времени станет еще большим.

Конечно, можно будет поднимать вопрос об "уважительных" причинах пропуска 10-дневного срока, в который у собственника ТС было право предоставить информацию о том, что он не управлял им в момент совершения правонарушения. Однако это будет весьма и весьма не просто. А значит варианта два: либо смиренно платить штрафы, либо обращаться в суд и доказывать противоправность принятия постановления, ссылаясь на соответствующие обстоятельства, подтверждающие невиновность такого лица и причину пропуска сроков.

Положения ст. 2794 КУпАП позволяют информировать собственника ТС о совершенном правонарушении путем отправки уведомлений на мобильный телефон и/или электронную почту. Но нет никаких гарантий, что вы действительно будете своевременно проинформированы о совершенном правонарушении. Отсюда абсолютно логичный вывод и оправданный совет — оформляйте свои сделки по продаже ТС официально, с одновременной его перерегистрацией на нового владельца. Это избавит вас от не очень веселого "квеста" с участием полиции и судов.

Порядок оплаты штрафов

Интересным нововведением является и то, что ст. 3001 КУпАП позволяет лицу, привлеченному к админответственности, оплатить лишь 50% штрафа, указанного в тексте постановления, в течение 5 дней с момента его получения. В таком случае постановление будет считаться полностью исполненным. Однако если в течение 30 дней с момента получения постановления, виновное лицо не заплатит всю сумму штрафа, к нему применяется пеня в двойном размере от суммы штрафа. В противном случае постановление передается к принудительному исполнению в органы исполнительной службы со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда уже собственники ТС станут получать новые "письма счастья", но уже с постановлениями об аресте имущества и обязательством явиться к государственному исполнителю. Вряд ли такая перспектива радует кого-либо.

Нравится нам или нет, но внедрение системы автофиксации нарушений ПДД — это неизбежно и лишь вопрос времени. Украина все больше интегрируется в систему европейских стандартов и рассматриваемое нами нововведение — по сути правильный шаг. Что же касается правомерности привлечения к ответственности собственников ТС, то от существенной части потенциальных проблем украинцы могут оградить себя сами. О чем в принципе и говорилось выше. Не стоит забывать и об элементарной культуре уважения к закону и соблюдения установленных правил. В случаях же явно неправомерного возложения ответственности собственников ТС следует своевременного реагировать на такие факты и обращаться за профессиональной юридической помощью к адвокатам. Что также является закономерной европейской практикой.