НБУ курс:

USD

42,17

+0,01

EUR

43,64

+0,14

Наличный курс:

USD

42,40

42,35

EUR

44,30

44,10

Как мировой рынок электрокаров может обогатить Украину

Может ли Украина вынести пользу от прогнозируемого увеличения доли электромобилей на мировом рынке и зачем нашей стране развитие собственной минерально-сырьевой базы лития, размышляет основатель проекта Shooter.UA Константин Евтушенко

Сегодня электромобили занимают лишь 1% мирового рынка (более 500 тыс. электромобилей), но эксперты утверждают, что спрос на экологически чистые средства передвижения растет из года в год. Так, к 2020 году количество электромобилей превысит 24 млн единиц и они займут около 10% мирового авторынка, а их ежегодные продажи составят 7 млн единиц.

Ставка на литий

Двигатель внутреннего сгорания превратил нефть в ключевой ресурс и один из важнейших элементов мировой экономики. Развитие рынка электромобилей может превратить литий в "нефть третьего тысячелетия". Основным центром добычи этого металла на сегодня является "Литиевый треугольник" Южной Америки, охватывающий территории Чили, Боливии и Аргентины. На эти страны приходится 70% мировых запасов лития.

Украина одна из немногих стран Европы, где есть месторождения лития. Для нашей страны разработка литиевых месторождений может стать равносильной добыче золота — при правильном подходе литиевая промышленность не только принесет существенные деньги в экономику Украины, но и привлечет к нам ведущие мировые инновационные технологии.

С 2000 по 2010 год мировое потребление лития увеличилось с 12,8 тыс. тонн до 22,6 тыс. тонн. Согласно подсчетам Аргоннской национальной лаборатории, к концу 2030 года спрос на литий, используемый в производстве литий-ионных аккумуляторов для электрических и гибридных транспортных средств, достигнет 28 тыс. тонн или увеличится еще на 20%.

По мнению специалистов, до 2100 года добыча лития составит 12-20 млн тонн. Цифры астрономические, а значит, есть все шансы, что в ближайшем будущем мировые экономики охватит "литиевая лихорадка".

Развитие собственной минерально-сырьевой базы лития (Полоховское (Кировоградская область), Станковатское и Шевченковское (Донецкая область) месторождения, а также перспективное Беганское месторождение в Закарпатье) превратит Украину из импортера в экспортера литиевой продукции. У нас даже есть госпрограмма развития минерально-сырьевой базы Украины до 2030 года. Вот только она, как и десятки других программ, существует только на бумаге, а свои потребности в литии (пока это 100-200 тонн в год) Украина удовлетворяет за счет импорта из России. Там, кстати, месторождение одно, и оно уже практически исчерпано.

Недавно Tesla объявила о строительстве TeslaGigafactory в Неваде. На этом заводе будут производить больше батарей, чем сейчас производят во всем мире совокупно, а общий объем инвестиций в Gigafactory составит $4-5 млрд.

Украина получила новое правительство, и многие из министров имеют американское и европейское образование и опыт работы в инвестиционных фондах. Поэтому есть шанс, что они смогут установить понятные правила игры и дать гарантии глобальным компаниям, которые готовы зайти на наш рынок. В принципе алгоритм несложный — просчитать инвестиции в строительство, мощности производства и провести открытый конкурс на разработку, предложив участие крупнейшим автопроизводителям, которые развивают направление электрокаров и гибридных авто. Очень важно провести грамотную государственную политику, которая была бы направлена не на поставку сырья, а на строительство фабрики по производству батарей в Украине.

Из мирового опыта, строительство завода с мощностью до 1ГВт·ч обходится в $250-400 млн. Большие деньги для украинского бюджета и украинского бизнеса, но абсолютно реальные для глобальных игроков. Причем, построить такой завод, опять же из существующей практики, можно за год. Для европейских автопроизводителей Украина куда удобнее по логистике, нежели Южная Америка. При этом у нас относительно недорогой рынок труда (а с учетом значительной девальвации гривни мы стали в этом плане еще конкурентнее) и высокий уровень инженерных кадров.

Вопрос сейчас за государством — создать условия и убедить инвесторов к нам "зайти". Задача в условиях войны сложная, но на войне простых задач и не бывает.