ФГИ продал "Лугансктепловоз" за полцены

На очередной приватизации «Лугансктепловоза» Фонд государственного имущества потерял как минимум $6 млн.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вчера ФГИ продал 76% акций «Лугансктепловоза» за 410 млн. грн. Покупатель — Брянский машиностроительный завод, подконтрольный российскому «Трансмашхолдингу». Первый масштабный аукцион при новом правительстве вышел комом.  

Напомним, на предыдущем приватизационном конкурсе в 2007 году этот актив был продан тому же покупателю за 292,5 млн. грн. И хотя в национальной валюте цена завода выросла, из-за девальвации гривни в долларовом эквиваленте она оказалась ниже. Так, если в 2007-м за «Лугансктепловоз» ФГИ получил $58 млн., то в 2010 году — $51,8 млн.

Фонд госимущества после повторной приватизации предприятия должен вернуть предыдущему владельцу деньги, потраченные на его покупку. Причем  постановлением Хозсуда Киева возвращать эти деньги Фонд должен в долларовом эквиваленте. То есть, для того чтобы расплатиться с «Трансмашхолдингом» после повторной приватизации «Лугансктепловоза», ФГИ не хватает около $6 млн. Недовольство конкурсом не скрывают и самом Фонде. Выручить запланированные деньги так и не удалось. «Завод должен стоить больше, мы рассчитывали на 500 млн. грн.», —  признался глава Фонда госимущества Александр Рябченко.

ФГИ идет в суд

Тем временем в Фонде госимущества заверяют: тот факт, что цена завода на повторной приватизации оказалась ниже на $6 млн., не означает, что государство осталось должно российскому покупателю. «Наши юристы уже готовят кассационную жалобу на решение выплачивать компенсацию в долларовом эквиваленте», — заявил глава Фонда госимущества Александр Рябченко. По его словам, у суда не будет другого выбора, как согласиться с требованиями ФГИ. «По закону, сумма компенсации предыдущему владельцу не должна превышать сумму, вырученную при повторной продаже имущества», — уверяет он.

Эксперты не исключают варианта, что до суда дело не дойдет и стороны решат это вопрос полюбовно. «Вряд ли «Трансмашхолдинг», учитывая назревающий конфликт с «Приватом» (компания группы не была допущена конкурсу. — «ДЕЛО»), пойдет на конфликт с властью. Скорее всего, вопрос компенсации решится при подписании договора купли-продажи», — считает аналитик инвестиционной группы «Сократ» Максим Штепа. Со своей стороны, Рябченко уверил, что договор купли-продажи будет подписан в десятидневный срок.

С требованием признать недействительным прошедший вчера аукцион по продаже «Лугансктепловоза» намерена выступить кипрская компания «Мантара Холдинг», которую связывают с группой «Приват» Игоря Коломойского. «Наши юристы уже готовят иск», — заявил «ДЕЛУ» представитель «Мантара Холдинг» Вячеслав Деришев.

Причиной недовольства кипрской компании является тот факт, что ее не допустили к аукциону. Руководство Фонда объяснило решение исключить «Мантару» тем, что эта компания не предоставила всех необходимых документов в полном объеме. «Мантара Холдинг» не предоставила аудиторский отчет, проведенный украинским аудитором. Они предоставили отчет аудитора нерезидента, а по закону, необходимо предоставлять документы, заверенные компанией-резидентом», — пояснил Александр Рябченко. Впрочем, сугубо формальный подход к делу позволяет фактически произвольно отсечь ту или иную компанию от конкурса.

В самой же кипрской компании заявляют: о том, что их документы не соответствуют требованиям, им сказали слишком поздно. «Заявку мы подали 7 июня, а о том, что она не соответствует требованиям, мы узнали только 14-го после 17.00, при этом нам никто об этом не сообщил, и за решением пришлось ехать в Фонд самим», — жалуется Вячеслав Деришев.

По мнению экспертов, подобное промедление со стороны ФГИ вызвано тем, что ведомство опасалось срыва аукциона со стороны «Мантара Холдинга». «Руководство Фонда специально затягивало объявление результатов рассмотрения заявок, опасаясь, что кипрская компания сможет заблокировать проведение конкурса через суд», — считает народный депутат от фракции «НУ — НС», бывший председатель ФГИ Александр Бондарь.

Технический игрок

На вчерашних торгах не было проведено ни одного шага. Принята была цена, предложенная в заявке Брянского машзавода, всего на 10 млн. грн. выше стартовой. Единственный же конкурент россиян — НПЗ им. Фрунзе, подконтрольный российскому бизнесмену Константину Григоришину, и вовсе в своей заявке предложил цену, равную стартовой, то есть 400 млн. грн. Перебивать же предложение «Трансмашхолдинга» предприятие Григоришина не стало. Эксперты склонны усматривать наличие подозрительной сговорчивости проигравшей стороны.

Как считает аналитик инвестиционной компании BG Capital Александр Паращий, предприятие Григоришина можно рассматривать как технического участника. «Отсутствие интереса к заводу со стороны участника подтвердило и нежелание НПО им. Фрунзе поднимать цену на аукционе», — считает Паращий. Однако отменять результаты торгов, как это было с ОПЗ, нынешняя власть вряд ли будет. «У нас нет для этого ни полномочий, ни желания», — заявляет председатель ФГИ.

Участники конкурса считают, что продажа «Лугансктепловоза» российскому инвестору пойдет предприятию на пользу. «На российский рынок сейчас приходится 88% производимой продукции завода, в Украине же последний раз локомотивы «Лугансктепловоза» покупали 14 месяцев назад, поэтому его приватизация в первую очередь выгодна самому предприятию», —  считает гендиректор «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков.

Комментарий эксперта


Андрей Шевчишин

начальник аналитического отдела ИГ «ТАСК»

С начала года акции «Лугансктепловоза» уверенно росли в цене в ожидании повторной продажи предприятия. Рынок очень позитивно оценил результаты работы предприятия в 2008 году — период работы с «Трансмашхолдингом». Так, по сравнению с 2008 годом предприятие улучшило показатели чистого дохода на 138,7% (1271,92 млн. грн.), а EBITDA — на 232,3% (83,06млн. грн.) и получило чистую прибыль в 1,08 млн. грн., что, конечно, свидетельствует в пользу покупателя. В результате 31 апреля 2010 года стоимость акций достигла годового максимума на уровне 6,6 грн. (+158,8% с начала года). Далее следует обвальное майское снижение, которое сбрасывает стоимость бумаг к локальному минимуму в 2,8 грн. за акцию 25 мая 2010 года (-57,5% с годового максимума).

Отбив локальный минимум, интерес к акциям вспыхивает с новой силой. Еще бы, на носу приватизация, да и ценовые уровни весьма аппетитные. В результате всего за 9 торговых сессий стоимость акций дорожает на 100% — до 5,6 грн.

Однако позитив длился недолго. Спекулятивные инвесторы за неделю до продажи начали фиксировать прибыль. После усиления продаж к процессу подключились инвесторы, которые пересмотрели свои оценки в отношении возможного формирования конкурентной стоимости акций. В результате правы оказались и те, и другие.

В день проведения продажи ФГИ бумаги открылись на уровне 4,72 грн. (-0,63% к цене предыдущего закрытия). Однако первая же информация о предложенных участниками суммах вывела акции из равновесия, что привело к массированным продажам и обвалило акции на 15,4% — до 4 грн. Ряд игроков вернули стоимость к 4,5 грн., однако так и не смогли удержать рынок на данных позициях. В результате стоимость акций «Лугансктепловоза» провалила 16.00 отметку 4 грн. К закрытию акции «Лугансктепловоза» потеряли в стоимости 12%. На будущее мы предполагаем, что стоимость акций продолжит снижаться до уровня в 2,7-2,8 грн. за акцию.

Конечно, точка в продаже «Лугансктепловоза» еще не поставлена. Последуют судебные тяжбы и попытки опротестовать проведение продажи со стороны оппозиции и «Мантара Холдинг».  

Как бы то ни было, продажа уже состоялась. Для рынка уже сформировался негативный сигнал, суть которого заключается в возможности формирования продажи по цене, близкой к стартовой. А ведь впереди «Укртелеком»...