НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Что ждет украинских производителей оборудования для альтернативной энергетики после ассоциации с ЕС

ЕС потребовал упразднить механизм поддержки местных производителей оборудования для возобновляемой энергетики. Чем чревато выполнение данного требования Delo.UA рассказал Илья Зинченко, руководитель украинского подразделения группы Pillar

Украина в 2009 году одновременно с введением "зеленых" тарифов законодательно установила механизм стимулирования развития производства оборудования для возобновляемой энергетики, так называемое правило местной составляющей. Как это отразилось на компании Pillar и на рынке Украины в целом?

Полагаю, что говорить о результатах пока преждевременно. Запуск этого механизма несколько раз откладывался на более поздний срок, а затем видоизменялся. Нынешняя редакция соответствующего закона вступила в силу только 1 июля 2013 года, а с учетом разработки и утверждения подзаконных актов, мы имеем всего лишь три месяца работы по понятным правилам определения местной составляющей. Сейчас идет активная фаза работы с украинскими компаниями, выполнены первые заказы, идут активные переговоры, и мы рассчитываем уже в ближайшем будущем на увеличение спроса со стороны украинских потребителей нашей продукции.
Для Украины же правило местной составляющей — это, в первую очередь, поддержка и развитие собственной промышленности и реального сектора экономики.

Работают ли аналогичные механизмы, способствующие локализации производства высокотехнологичного оборудования, в других странах или это отечественное ноу-хау?

Безусловно, такие механизмы есть и в других странах. В том или ином виде меры, направленные на локализацию производства оборудования для возобновляемой энергетики, работают в Канаде, Италии, Франции, России, Казахстане, Саудовской Аравии, в некоторых других странах Азии. В Китае и Японии аналогичных норм нет, но построить станцию и получить там "зеленый" тариф невозможно, если это не китайская или японская компания соответственно. Страны, которые вводят правила местной составляющей, понимают, что солнечная энергетика — это энергетика будущего. По своей сути эти меры направлены на одно: стимулирование экономики и поддержку собственных производителей соответствующих компонентов объектов альтернативных источников энергии. Таким образом страны, с одной стороны, развивают этот рынок, а с другой — защищают своих национальных игроков на нем от недобросовестной конкуренции.

Корректно ли утверждение, что правило местной составляющей защищает украинских производителей от экспансии демпингующих азиатских поставщиков?

Абсолютно верное утверждение. Еврокомиссия в мае нынешнего года опубликовала документ, в котором совершенно четко обосновывается, что китайские копании в массовом порядке используют демпинговые цены на "солнечную" продукцию, и этот демпинг составляет 88%. Фактически они продают свою продукцию в два раза дешевле ее себестоимости. Как мы понимаем, цель у этого одна — устранить конкурентов с данного рынка для того, чтобы затем на нем господствовать. Во многом эта задача достигнута. Например, в Европе в значительной степени производства отрасли солнечной энергетики уже уничтожены. Существующие в Украине правила, безусловно, защищают украинских производителей от недобросовестной конкуренции и стимулируют зарубежные компании переносить свои производства в Украину, создавая тут новые рабочие места.

Насколько совершенен действующий в настоящее время механизм стимулирования локализации производства материалов, комплектующих и оборудования для возобновляемой энергетики, требует ли он дальнейшей корректировки?

По сути, при формировании данного механизма в Украине за базу была взята канадская модель. С другими цифрами по величинам компонентов местной составляющей в разных переделах продукции, но база канадская, которая, в свою очередь, была опробована и показала свою жизнеспособность. Да, о деталях можно спорить, потому как каждый производитель считает, что именно его продукция заслуживает большего процента местной составляющей, но это детали, которые не имеют отношения к тому, что само введение местной составляющей является очень положительным фактором для производителей в частности, и экономики государства в целом. Существующий же порядок определения и расчета местной составляющей в объектах электроэнергетики понятен и выполним как для установщиков электростанций на альтернативных источниках энергии, так и для производителей оборудования.

В октябре стало известно, что Евросоюз потребовал от Украины упразднить механизм поддержки местных производителей оборудования для "зеленой" энергетики. Какими будут последствия ликвидации правила местной составляющей? Готовы ли отечественные производители к конкуренции с зарубежными компаниями?

Начну с ответа на второй вопрос. Я не могу говорить обо всех производителях нашей отрасли в Украине, но Pillar к конкуренции готов. Мы имеем очень низкую себестоимость, готовы конкурировать с любым производителем в мире, но мы не можем работать в условиях недобросовестной конкуренции. Безусловно, если на наш рынок придут компании с демпинговой ценой, мы не будем иметь никаких шансов на продажи. И тем не мене, на наш взгляд, самые негативные последствия отмены местной составляющей будут для энергорынка и энергосетей Украины. Достаточно посмотреть на недавние примеры таких стран, как Испания и Чехия, в которых тоже были введены "зеленые" тарифы, но без правила местной составляющей. За год там устанавливались мощности в 5-10 раз превышающие расчеты правительства. Это привело к тому, что властям этих стран пришлось задним числом пересматривать в сторону уменьшения "зеленые" тарифы для уже работающих электростанций. Это подорвало доверие к данным рынкам. В условиях Украины массовое и неконтролируемое строительство солнечных электростанций вообще может привести к разбалансировке энергетической системы.

Многие европейские производители комплектующих и оборудования для возобновляемой энергетики не смогли противостоять демпингу китайских поставщиков. В результате, как вы сказали, производства были фактически уничтожены. Возможно ли повторение такого сценария в Украине в случае упразднения механизма поддержки местных производителей?

Активный демпинг со стороны Китая начался в начале 2011 года. За этот период времени количество предприятий сильно сократилась. На начало 2013 года осталось только 25% предприятий солнечной промышленности от той их численности, которая была в 2010 году. Сильно сократился и штат сотрудников в тех компаниях, которые остались живы. Это связано с тем, что невозможно продавать продукцию с ценной в два раза ниже ее себестоимости, если тебя не субсидирует государство. В случае отмены правила местной составляющей для Украины этот сценарий также вполне вероятен. И это не вопрос того, что мы работам хуже. Это вопрос того, что Китай продает по демпинговым ценам, и, безусловно, в такой ситуации прямые закупки в Китае приведут к закрытию предприятий в Украине, а мы будем вынуждены финансировать китайского производителя.

Как отразилась мировая экспансия китайских поставщиков на Pillar, экспортирующем большую часть выпускаемой продукции?

По итогам 2011-2012 годов нет ни одного предприятия в мире, которое бы работало в данной отрасли и при этом демонстрировало бы реальные положительные финансовые результаты. Все предприятия убыточны. К большому сожалению, Pillar — не исключение. Численность наших сотрудников сократилась в два раза за два года. По всей видимости, 2013 год будет третьим годом подряд, в котором все будут демонстрировать негативные финансовые результаты. Но, благодаря действию правила местной составляющей мы рассчитываем, что в конце этого года нам удастся восстановиться, а со следующего года мы сможем демонстрировать нормальный финансовый результат.

Если Евросоюз продолжит настаивать на ликвидации правила местной составляющей в его нынешнем виде, каким может быть компромиссное решение данного вопроса? Есть ли альтернатива работающему механизму?

Если Европа будет настаивать на отмене местной составляющей, то есть предложение посоветовать Европе рассмотреть результаты ее политики и текущую ситуацию у собственных производителей. То, в каком положении они оказались в результате невозможности защитить собственный сектор от недобросовестной конкуренции. В Европе закрыты или обанкротились сотни предприятий, работу потеряли сотни тысяч людей, которые были прямо или косвенно задействованы в данном секторе. Поэтому, видя такие результаты в Европе, мы должны четко понимать, что никакой реальной альтернативы правилу местной составляющей не существует. Мы или поддерживаем собственного товаропроизводителя, или поддерживаем недобросовестную конкуренцию.