- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Глава Corum: проблема украинского аутсорсинга — несвоевременность предоставления услуг и их низкое качество
Яков Сидляренко стал СЕО Corum в непростое для компании время. Кризис в стране и на рынке машиностроения, необходимость жить в постоянном тонусе и выходить за рамки, чтобы сохранить сотрудников и предприятия за год дали топ-менеджеру опыта как за три. Теперь же, по словам Якова, компания готовится выйти из года с финансовым "плюсом". Своим опытом кризисного менеджмента, взглядами на политику работы с персоналом в стиле начала ХХ века глава Corum решил поделиться с малым бизнесом.
Почему вы согласились на участие в проекте CEO4U?
Мне есть что дать молодым частным предпринимателям — опыт. У меня восемь лет опыта работы в консалтинге, инвестиционном банкинге, при моем непосредственном участии Corum стал структурированной компанией и одним из первых машиностроительных холдингов, который начал показывать стабильный рост после кризисных этапов. Уверен, что смогу помочь понять моему подопечному, чего он хочет от своего бизнеса и как его развивать. Консалтинг, реальное управление, выход из кризиса, возможности выхода на экспортные рынки, масштабирование — это то, в чем у меня достаточно экспертизы и то, что я могу передать дальше. Мне бы очень хотелось, чтобы Украина развивалась, и участие в проекте — мой посильный вклад в это.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaИмеется ли у вас уже опыт менторства?
Консультанты обычно дают готовое решение, после чего уходят. Воплощать или нет — это уже выбор консультируемых. Тренер развивает определенные навыки либо формирует новые. С его помощью человек расширяет свою зону комфорта и учится достигать новых вершин. Отдельно существует категория "наставников" или "менторов". Здесь речь уже идет о соединении на ментальном уровне, которое позволяет раскрыть потенциал, обозначить наиболее эффективные пути развития и в результате взаимодействия достигнуть поставленных целей.
Я был и консультантом, и тренером, и ментором. В той или иной степени каждому из нас свойственна роль наставника для своих подчиненных.
Чему крупный бизнес может научить малый и средний, и наоборот?
Главное преимущество МСБ — гибкость и быстрота реагирования на изменяющуюся внешнюю среду. Их скорость и новые идеи способны дать определенные толчки крупному бизнесу.
Крупный бизнес может помочь МСБ на этапе структурирования и масштабирования. Зачастую семь из десяти небольших предприятий приходят к банкротству из-за неконтролируемого роста. Проблема в том, что происходит фундаментальная трансформация в культуре компании. У малого и среднего бизнеса все процессы видны как на ладони, а руководитель, используя свою харизму, знания и умения, способен контролировать все.
Когда же бизнес начинает расти, появляется множество вопросов по выстраиванию работы этой организации как единого организма: подбор персонала, его развитие, правильная постановка целей, мотивация, премирование, структурирование. Когда бизнес растет, все решения не могут приниматься одним человеком. Поэтому опыт грамотного менеджмента и делегирования полномочий в крупном бизнесе однозначно будет полезен МСБ.
Крупный бизнес должен развивать МСБ?
Нет, не должен. Но малый и средний бизнесы способны стать достаточно важными и эффективными партнерами для крупного бизнеса.
Так поступают в Hyundai Rotem или в Toyota. Миллионы малых производителей поставляют свой компонент вовремя, чтобы сборочное производство могло эффективно работать и создавать продукт. Сами же "киты" концентрируются на производстве критически важных компонентов — мотора или трансмиссии.
Мы тоже могли бы отдавать значительное количество операций МСБ. Но, изучив украинский рынок, увидели, что возможностей аутсорсить производство компонентов пока нет из-за низкого уровня развития некрупного бизнеса.
Вы говорите о низком уровне в сфере машиностроения или в целом?
Мое мнение — в целом. Со времен Советского Союза Украина считалась страной с развитой индустриальной экономикой и тяжелой промышленностью. То есть тем, что принято называть крупным бизнесом. За 25 лет, к сожалению, ничего не изменилось. У нас не получили развития отрасли, которые традиционно представляют МСБ. В этом есть свои плюсы и минусы.
Плюс — когда мировая экономика переживает рост, наша также растет. Но как только где-то появляются проблемы, сразу наступают тяжелые и смутные времена. Поэтому для увеличения экономической безопасности страны нам критически необходимо развивать малый бизнес в целом.
Малый и средний бизнес конкуренты крупному?
Здесь скорее нужно говорить о партнерстве. Малый бизнес способен быть хорошей основой для удовлетворения потребностей крупного бизнеса. Его преимущество — в гибкости, скорости реагирования, возможности видеть специфические потребности крупных клиентов. Крупный же дает возможность удешевления многих процессов, и спрос на производство продукции с добавленной стоимостью. Их синергия очевидна, и она способна вывести экономику страны на более высокий уровень. Этим путем пошла Южная Корея, Сингапур. Это должен быть и наш путь.
Существуют ли в Corum программы сотрудничества с МСБ, помощи партнерам?
Мы не внедряли стратегий по развитию малого и среднего бизнеса. Сейчас мы пытаемся развивать наших аутсорсеров. Их основная проблема — это несвоевременность предоставления услуг и их низкое качество.
Должен ли малый и средний бизнес расти?
Не обязательно. Мы живем в эпоху консюмеризма. Человечество потребляет больше, нежели необходимо для удовлетворения его базовых нужд. Возникают особенные потребности. Есть люди, которым достаточно пройтись за одеждой по магазинам, а есть те, кому необходимы эксклюзивные вещи, сшитые на заказ в ателье. Эти потребности надо тоже уважать и удовлетворять. Соответственно, возникают и особенные бизнесы, привносящие своеобразную "бутиковость".
Есть ли проблемы с клиентоориентированностью в украинской бизнес-культуре?
Думаю, что определенная трансформация уже прошла, и большинство предпринимателей понимают, что клиент — это главное. Но основной вызов в том, чтобы научиться идти от потребностей клиента, переступая свои возможности. Наравне с потребностями клиента обычно ставят эффективность, наличие ресурсов, и часто это все превалирует.
Ожидаете ли вы каких-то трудностей в реализации проекта?
Сложности наверняка будут. Желание меняться и способность это сделать — разные вещи. Руководители малого и среднего бизнесов — харизматичные люди, которые создали свою историю. Они уверены в себе и в своей уникальности. Но вопрос в том, чтобы они немного вышли из привычного круга вещей и посмотрели, могут ли вписаться в большую корпорацию. Показателен опыт Генри Форда. Когда он строил свою империю, часто выдергивал без предупреждения руководителей своих предприятий и увозил на 3-4 недели в труднодоступные для связи места. В это время на заводе запускалась проверка. Если производство начинало лихорадить в отсутствие руководителя, он его увольнял. Форд был сторонником системы, что предприятие должно работать без своего руководителя так же, как и с ним.
Вы придерживаетесь такой же позиции?
Да. Мне приятно, когда команда готова принимать на себя ответственность, решать сложные задачи, принося решение, а не проблемы. У нас культивируется философия достижения, но мы четко понимаем границы своих ролей и ответственности.
Нарисуйте портрет идеального предпринимателя.
Он должен быть открыт новому, уметь слышать, слушать и быть готовым принимать не всегда приятную правду, делать выводы, работать над собой, и не бояться делать непривычные для него вещи. Структурированный, с эмоциональным интеллектом и желанием стать частью большой истории развития Украины. И общее требование нашей группы — бизнес должен быть прозрачным.
Если ваш менти вас поразит, готовы ли вы что-то учредить для него?
Возможно, мы рассмотрим перспективы дальнейшей мотивации. Сейчас говорить об этом рано. В итоге менти все равно выигрывает, ведь благодаря проекту он сможет осуществить серьезный прорыв в своем мировоззрении и в бизнесе.