ГПУ обыскала энергетиков

Правоохранительные органы провели обыски в НАЭК "Энергоатом", Центрэнерго, ВостГОК. Основанием для обысков является уголовное производство, открытое летом 2014 года

4 декабря текущего года примерно в 9 часов утра начались обыски одновременно в трех государственных предприятиях топливно-энергетической отрасли: НАЭК "Энергоатом", Центрэнерго, ВостГОК. Как сообщили в пресс-службе "Энергоатома", обыски прошли везде, кроме дирекции и в обособленных подразделениях: ВВД, "Атомкомплект", "Научно-технический центр".

В то же время, по информации источников в Центрэнерго, обыски проводились в жилых помещениях генерального и коммерческого директоров предприятий. В "Энергоатоме" — обыск был проведен в жилом помещении главного бухгалтера Натальи Вашетиной. Из помещения главного бухгалтера ничего изъято не было. С 7:30 утра, по данным пресс-службы "Энергоатома", "группа лиц пыталась проникнуть в квартиру президента компании Юрия Недашковского".

Комментируя факт обысков, директор центра внешних информационных коммуникаций "Энергоатома" Илона Заяц отметила, что по ее информации, основанием для обысков является уголовное производство, открытое летом 2014, и касается расследований, которые ведутся вокруг договорной деятельности компании в 2012 — 2013 гг. В то же время она напомнила, что 9 — 10 сентября в помещении дирекции "Энергоатома" (ул. Ветрова, 3) Генеральная прокуратура совместно с ГУБОПом уже проводили обыск по этим производствам. "Напомню, что в ходе тогдашнего обыска был показательно проведен обыск кабинета президента компании, из которого изъяты исключительно презентационные материалы ОАО "Харьковский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Энергопроект" (около 35 стр.) С фотографиями помещений, диаграммами динамики роста заработной платы, уплаты налогов и тому подобное. Именно этот институт является проектантом Запорожской и Южно-Украинской АЭС, которые территориально ближе всего к зоне АТО ", — указала представитель "Энергоатома".

По ее словам, также, как и осенью, во время обыска были изъяты финансово-экономические документы и договора, которые в целом не касаются указанного в постановлении уголовного производства. "Обыскивающие пользовались во всех точках, где проводился обыск, бумагой на 7-страничной бумажкой, на которой был указан перечень компаний, договоры с которыми изымали представители ГПУ. Интерес правоохранителей также вызвали договоры с Westinghouse и ТВЭЛ — компаниями, которые поставляют на украинские АЭС ядерное топливо. Конечно, уголовное производство, согласно которому происходил обыск, не имеет никакого отношения к деятельности компании".

Представитель "Энергоатома" акцентировала внимание, что до сих пор по изъятым в сентябре 2014 года документами не принято никакого процессуального решения.

Директор центра взаимодействия с органами власти "Энергоатома" Олег Полищук отметил в свою очередь, что происходящее на предприятии он считает давлением на энергетиков в сложный для страны период. "Изъятие договорных и финансовых документов мешает нам не только вести нормальную текущую работу, в частности, проводить своевременные и короткосрочные ремонты на энергоблоках, но и проводить антикоррупционную работу", — сказал Полищук.

Кроме того, представитель "Энергоатома" сообщил, что обыски велись с существенными нарушениями Закона: изымались документы, не указанные в постановлении суда. Причем в грубой форме. "Как должны в этой ситуации себя чувствовать честные люди, которые знают, что они не совершали никаких преступлений? Наоборот, ежедневно в пределах своей компетенции борются с коррупцией и злоупотреблениями. Если в отношении них правоохранительная система применяет такие методы давления, то возникает вполне обоснованные убеждения, что правохранители являются либо сознательными преступниками, либо небрежно выполняют свои служебные обязанности ", — сказал Олег Полищук.

Он напомнил, что остановка одного атомного блока уже привела к существенному дефициту электроэнергии в ситуации, когда тепловые станции не могут обеспечить свою долю на рынке в полном объеме из-за дефицита угля или уничтожения тех мощностей, которые находятся в зоне АТО. "Зачем в таких условиях совершать давление на энергетические компании, тем более, те, которые сами хотят сотрудничать с силовыми органами с целью уничтожения коррупции на собственном предприятии?" — акцентировал представитель "Энергоатома".

По словам источника, обыски прошли "не просто так". Речь идет о попытке "Энергоатома" в судебном порядке взыскать с ЧАО "Авант-Банк" 78 млн аккредитива, который был размещен там в марте 2013 года сроком на 14 месяцев Южно-Украинской АЭС (ее бывший гендиректор Виссарион Ким на тот момент исполнял обязанности главы "Энергоатома"). 26 мая, учитывая завершение срока действия аккредитива и тот факт, что средства, что называется не пригодились, "Энергоатом" потребовал вернуть деньги. Требование было проигнорировано, о чем еще в июне были проинформированы НБУ и ГПУ.

Связь "Авант-Банка" с силовыми структурами — не тайна за семью печатями, в прессе есть достаточно информации о том, что его соучредителем был друг нынешнего генпрокурора, министр обороны Валерий Гелетей, а вице-президентом — Юрий Мороз, нынешний начальник столичной милиции (должность, которую занимал генпрокурор Виталий Ярема до 2010 года). А ответственным за аккредитив со стороны банка был бывший зять Кима.
Еще один любопытный факт — исполнителем заказа, судя по информации, которую обнародовал "Энергоатом", является следователь ГПУ Александр Привалов. Уроженец г. Енакиево, который всего 3 месяца назад переведен в столицу из Донецкой областной прокуратуры.