НБУ курс:

USD

41,51

--0,02

EUR

45,23

+0,23

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Как украинскому агробизнесу остаться конкурентоспособным. Несмотря ни на что

Чем регулируется конкурентоспособность агробизнеса? Когда речь заходит о настоящем и будущем агробизнеса, сначала стоит разобраться, что именно и как влияет на этот сегмент экономики
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В современной модели мира рынки в целом и внутренние процессы каждого направления в частности регулируются с помощью экономических рычагов, иными словами, деньгами или же доходностью.

По сути, все просто. Направления с более высокой доходностью вытесняют менее рентабельные. Эта конкуренция существует и внутри отдельно взятого сегмента экономики, и между разными отраслевыми сегментами, характеризуясь более глобальными течениями. К примеру, фермер, выбирая между культурами, которые он может выращивать, отдает предпочтение тем, у которых наибольшая доходность. Цена на них, в свою очередь, подвержена влиянию баланса между разными экономическими сферами. Один из ярких примеров — энергетический сектор, в котором сегодня используется как ископаемое топливо, так и биотопливо. Если утрировать, это конкуренция на уровне нефть/газ, зерно/биомасса.

В этой сложной задаче много переменных и неизвестных, в том числе важную роль играет государственное регулирование конкурентоспособности товаропроизводителей через механизм субсидирования и дотирования агробизнеса и смежных с ним отраслей. Для большинства развитых стран, и, в частности, стран ЕС, это нормальная практика. Сегодня Украина в аграрном секторе конкурирует на рынке commodity со странами с гораздо более сильной экономикой, и для нас это главный вызов. В этом соревновании не так все просто, у каждого игрока есть свои сильные и слабые стороны, а также козыри в виде государственных программ поддержки отрасли. Украина по-своему уникальна: с 1991 года, после развала Союза и обретения независимости, сельское хозяйство сначала ушло в головокружительное пике вплоть до 2003 года, когда валовой сбор зерновых, зернобобовых и подсолнечника упал до 24,5 млн тонн, затем, по данным Государственной службы статистики, с каждым годом мы наращивали производство, вплоть до рекордных 84 млн тонн в 2018-м и 90 млн тонн в 2019 году.

Рост сектора происходил с минимальным субсидированием со стороны государства, и сегодня агробизнес является одним из локомотивов украинской экономики. Путь возрождения был тернистым. На каждом отрезке были свои главные точки роста. Так, вначале все строилось вокруг реформирования формы хозяйствования: от КСП к ООО, АО, кооперативам, фермерам и самозанятым лицам. Затем самыми удачливыми оказались те, кто умело решал вопросы финансирования через кредитование, но кредиты — вещь непостоянная. И тогда началась новая эпоха — время корпоративных поглощений, а также банкротств, когда со сцены тихо уходили первые компании тех времен и возникали новые лидеры.

Но все это о большом бизнесе. В это же время развивалось среднее и мелкое фермерство, и сегодня именно средний и мелкий производитель обрабатывает большую часть украинских земель. Мне приходится часто слышать страшилки о монополии в агросекторе, но давайте посмотрим на цифры. В Украине 32,5 млн га пахотных земель, общий земельный банк лидеров отрасли из рейтинга топ-100 латифундистов Украины, согласно данным Latifundist.com, можно оценить в 6 млн га, что составляет 18,4% всей украинской пашни. Остальные 81,6% находятся в землепользовании среднего и мелкого фермера. Это отличный пример диверсифицированной структуры, где в огромной нише одномоментно существуют фермер, обрабатывающий 50 га, и такой крупный холдинг, как "Кернел", оперирующий земельным банком в размере 530 тыс. га.

Это похоже на счастливый финал, но, к сожалению, все далеко не так радужно. За последние пять лет во всей цепочке агросектора сокращается маржинальность, чего нельзя сказать об операционных и инвестиционных затратах. Как следствие, падает доходность на вложенный капитал.

Все вышесказанное в очередной раз подтверждает актуальность единственно правильного решения для всех времен: неустанная работа с внутренними процессами и поиск новых точек роста. Особенно нужно выделить повышение эффективности. Это один из основополагающих вопросов, которому в "Кернел" уделяют много внимания. В нем присутствуют элементы оптимизации как агробизнеса, так и смежных направлений. Два ключевых элемента в этой гонке — анализ и синтез. Мы раскладываем целое на части, выбираем самые лучшие фрагменты, добавляем новые и собираем более полный и совершенный пазл. При этом важно соблюдать баланс системы в целом между всеми дивизионами компании, ведь именно это позволяет говорить об устойчивом росте и высокой степени диверсификации рисков вертикально интегрированной модели.

Добиваться равных условий, повышать эффективность, быть гибкими в принятии решений, развивать команду — тот минимум, который каждый бизнес может сделать без помощи извне

В своей деятельности команда "Кернел" всегда руководствуется принципами честности, открытости и социальной ответственности. Это фундамент нашей корпоративной культуры. Важно культивировать эти принципы в коллективе и интегрировать эти подходы во внешнюю среду. Сегодня Украина проводит реформу децентрализации, по мере реализации которой все больше внимания фокусируется на налоговых поступлениях и социальных проектах в рамках территориальных громад, что в очередной раз убеждает нас в важности и правильности нашей позиции. Полнота и свое­временность уплаченных налогов — это залог развития сел и территориальных громад. Новый формат обязывает вести открытый диалог на уровне "бизнес-громада".

Мы, как и раньше, уделяем много внимания социальной ответственности и своим примером формируем эффективную модель взаимоотношений между бизнесом и обществом. Так, за прошедший 2019 маркетинговый год "Кернел" заплатил более 1,7 млрд грн налогов в бюджет и выделил 57 млн грн для реализации социальных проектов через благотворительный фонд "Разом з "Кернел".

Это очень важный и одновременно сложный этап для общества. Не все участники готовы играть по правилам. Согласно нашей оценке, только маневры с арендной и заработной платой позволяют нечистым на руку предпринимателям недоплачивать в бюджет около $80-100 с одного гектара. По сути, у данной модели "оптимизации" есть два существенных негативных последствия. Первое и очевидное, когда бюджеты недополучают деньги, и это сдерживает развитие. Второе — более длинный и незаметный процесс, но он же и гораздо опаснее. Нечестный бизнесмен экономически эффективнее ответственного налогоплательщика: то, что он недоплачивает в бюджет, формирует его конкурентное преимущество, тем самым такая модель поведения позволяет захватывать  рынок, вытесняет добросовестного налогоплательщика и еще более усугубляет недоимки в бюджет, не говоря уже о том, что вносит не лучшие черты в такое сложное комплексное понятие, как менталитет.

На фоне этого вполне оправдано желание со стороны государства урегулировать процессы уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе. Правда, иной раз инициативы откровенно пугают. Например, недавняя попытка лоббирования проекта "Контроль в сельском хозяйстве" от некоего ООО "Менора-Агро", согласно которому аграрий должен будет заплатить $1 с тонны зерна этой компании, а каждый комбайн нужно оборудовать "волшебными" датчиками, вести учет убранных площадей и валового сбора зерна посредством этого оборудования. Не буду вдаваться в подробности и проводить глубокий анализ этого поистине фантастического проекта от таких "проФФИссионалов",  скажу лишь одно: если бы сегодня такое решение было технически реализуемо, мы бы первыми начали его использовать.

Куда более перспективной выглядит инициатива по введению так называемого вмененного налога на 1 га. По сути, не меняя систему налогообложения, государство достаточно просто регулирует минимальный уровень налогов, уплаченных с каждого гектара.

Добиваться равных условий, повышать эффективность, быть гибкими в принятии решений, развивать команду — тот минимум, который каждый бизнес может сделать без помощи извне. Такая трансформация серьезно упростит адаптацию к рыночной конъюнктуре. Тем временем у государства останется запас времени, чтобы стать прагматичнее в вопросах поддержки бизнеса и заменить стихийность системностью.