На что Николаевский терминал Фирташа тратит по $25 млн в год

В 2014 году на МСП "Ника-Тера" планируют повысить перевалку грузов почти на 50% — до 5,5 млн тонн

В 2013 году морской специализированный порт (МСП) "Ника-Тера" получил от материнской Group DF Дмитрия Фирташа более 200 млн грн ($25 млн) инвестиций. На что были потрачены эти средства и какие проекты намерена реализовать компания в 2014 году — в интервью с руководителем предприятия Александром Гайду.

По вашему недавнему заявлению, в прошлом году "Ника-Тера" освоила 200 млн грн инвестиций. На решение каких задач были направлены эти средства?

Прежде всего хочу отметить ввод в эксплуатацию участка по перегрузке карбамида. Ожидаем, что это позволит увеличить годовой грузооборот минеральных удобрений с 4 до 5,5 млн тонн. Теперь на территории комплекса по перегрузке минудобрений погрузочные машины могут одновременно обрабатывать два судна. Опять-таки, это влияет на нашу производительность, а значит на скорость обслуживания клиентов.

В 2013 году мы практически завершили строительство зернохранилища силосного типа вместимостью до 170 тыс. тонн. С введением его в эксплуатацию общая единовременная вместимость зернохранилищ компании возрастет более чем в пять раз — до 210 тыс. тонн. Кроме того, до 600 м удлинен причал грузового района, специализирующегося на перевалке зерновых культур. Это позволит одновременно грузить два судна длиной до 230 метров каждое и достичь суточной нормы погрузки в 40 тыс. тонн.

В целом начиная с октября 2011 года и до конца 2013 года в развитие предприятия собственник — Group DF — вложил около $80 млн.

В СМИ уже упоминалось, что порт купил несколько земельных участков в Николаеве . Расскажите подробнее о цели этих приобретений.

Эти приобретения обусловлены двумя задачами — снять проблему загруженности улиц в городе и одновременно улучшить обслуживание клиентов. Мы уже построили накопительную площадку для автомобилей-зерновозов, рассчитанную на 100 грузовиков. Планируем построить еще одну стоянку на 200 грузовиков — для отстоя автотранспорта. Также намерены проложить железнодорожные пути, предназначенные для отстоя вагонов. Последнее позволит снять нагрузку со станции "Жовтневая", которая запроектирована на грузопоток в 5 млн тонн в год. Просто при увеличении грузопотока ее существующие мощности не смогут принимать грузы.

Планируется ли продолжение инвестпрограммы? Какие основные проекты вы намерены реализовать в 2014 году?

В 2014 году в развитие нашего предприятия планируется вложить еще около $25 млн. Эти средства намерены использовать на развитие инфраструктуры третьей очереди зернового терминала, покупку погрузочной машины для перевалки зерновых культур, строительство причалов и складских комплексов, приобретение техники, погрузчиков. Также деньги будут направлены на благоустройство территории.

В 2013 году на мощностях вашего терминала было перевалено 3,7 млн тонн грузов. Какого грузооборота собираетесь достичь в 2014 году?

В 2014 году мы планируем выйти на объем 5,5 млн тонн.

Сейчас запускаются заводы-производители азотных удобрений, и мы планируем увеличить объем перевалки карбамида. Также будем расширять номенклатуру зерновых культур.

Вообще в 2014 году мы планируем расширить номенклатуру переваливаемых грузов. Но подчеркну: все будет зависеть от рынков карбамида, зерна, угля…

Как намереваетесь привлекать новых клиентов, новые грузопотоки?

Прежде всего за счет создания благоприятных условий для работы новых клиентов. Также ведем постоянный диалог с Министерством инфраструктуры и руководством Администрации морских портов Украины.

С представителями министерства, например, разговариваем об уменьшении железнодорожных (ж/д) тарифов для наших белорусских и российских партнеров. Мы рассчитываем привлекать больше транзитных грузов по минеральным удобрениям. Наращиваем объемы перевалки угля, кокса российского и украинского происхождения.

Производитель удобрений или зерна пользуется железнодорожным транспортом плюс портом. Для него важны совокупные затраты на тонну продукции. Если тариф на ж/д перевозки будет очень высоким, то теряется смысл пользоваться услугами портов.

Стоимость услуг портов, и расценки на железнодорожные перевозки — это вопрос транзитной конкурентоспособности нашей страны.